Posted 30 ноября 2017, 07:33

Published 30 ноября 2017, 07:33

Modified 7 марта, 17:02

Updated 7 марта, 17:02

Плати и бойся. Какой сервис оказывают населению неуслужливые газовики

30 ноября 2017, 07:33
Сюжет
Газ
"НИ" выявили парадоксальную закономерность: чем быстрее растут ставки и тарифы за обслуживание газовых котлов, плит и водонагревателей в жилых домах, тем больше случается фатальных аварий и взрывов. При этом сам "сервис" ограничивается лишь составлением договоров и взиманием ежемесячной платы. Как правило - ни за что.

В стране газифицировано более 40 млн. квартир и домовладений. Было бы странно, если бы государство не заглянуло в карман многочисленной армии владельцевй газовых плит и котлов, духовок и колонок, и не обложило их дополнительным оброком за пользование . «Недоработка» исправлена: постановлением правительства РФ № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» вся полнота ответственности возложена на собственников жилых помещений. Предусмотрено также обязательное наличие договора на техническое обслуживание со специализированной организацией. Отсутствие договора грозит штрафом от 1000 до 2000 рублей и приостановкой подачи газа в жилище даже при отсутствии долгов и своевременной оплате за природный газ».

Жесткость правительственных мер оправдывается необходимостью навести порядок в газовом хозяйстве потребителей, которое без должного присмотра стало представлять все большую опасность как для собственников, так и для окружающих , все чаще приводит к бытовым авариям, к разрушению домов и человеческим жертвам. Статистика ЧП последнего десятилетия действительно похожа на сводки с мест боевых действий: Казань, Железноводск, Новокуйбышевск, Астрахань, Волгоград, Воронеж…Взрыв бытового газ. Везде погибшие, раненые… Разрушения без жертв и вовсе происходят в режиме обыденной рутины.

Перепуганное население с благодарностью принимает любое проявление заботы о своей безопасности. На это, похоже и был расчёт, когда правительство готовило постановление № 410 о мерах по ее обеспечению. Когда постановление заработало, тогда и выяснилось, что государство просто переложило свои обязанности и свою ответственность за безопасность граждан на их же плечи. А в качестве эффективных мер по защите самих себя правительство предложило те самые принудительные договоры на техническое обслуживание газового оборудования, и те самые «специализированные организации», которые раньше следили за газовыми приборами по долгу службы, а теперь – только по договору с населением и за его деньги. Как-то подозрительно переплелась безопасность граждан с бизнесом газовиков. Или это нам только кажется?

Регионы, первыми взявшие под козырек, уже пару лет пожинают плоды новой газовой реформы. В Орле, например, АО «Газпром газораспределение» и облжилинспекция проводят совместные рейды по выявлению граждан, не заключивших договоры, и - нещадно штрафуют всех, кто не спрятался. На сегодняшний день поймали тысячу уклонистов, собрано штрафов на миллион рублей. Многоквартирному дому на улице Московской, категорически отказавшемуся платить дань, в прошлом году отключили газовые колонки под предлогом неисправной вентиляции. Люди месяц сидели без горячей воды, мылись из чайника и в конце концов вынуждены были отступить. Колонки в тот же день подключили – «неисправная» вентиляция сама собой наладилась. Террор дал исключительный воспитательный эффект: из 350 тысяч газовых абонентов в области, договоров на техобслуживание не имеют всего 10% потребителей.

Что изменилось? Вот мнение рядового бойца реформы Виктора Коротыша: «Работаю слесарем по внутридомовому газовому обслуживанию. То, к чему вы придираетесь, называется плановый техосмотр газового оборудования на предмет неисправностей и утечек газа. Сейчас стали хотя бы беспрепятственно пускать слесаря в квартиры для проверки техники безопасности. Если не пустить, он имеет основание для отключения оборудования от сети газоснабжения. Потому что теоретически вы можете создать аварийную ситуацию для всей многоэтажки. А раз так, то проще и безопасней вас отключить».

«Только для этого и приходят: стращать и отключать, никакого техобслуживания на самом деле нет,- сообщил «Новым Известиям» френд из ФБ Юрий К.- У меня договор на ТО с «ВоронежГаз», 3000 рублей в год. Когда подписывал, говорили: будет не только профилактика, но и сервис: диагностика оборудования, устранение неполадок. Я на это повелся. Вскоре забарахлила колонка. Пришли спецы– «купите мембрану». Купили! Не работает колонка. «Купите предохранитель». В магазине газового оборудования говорят, что в колонке предохранителя нет. Газовщики сняли другую запчасть - «купите по образцу». Купил. Не работает колонка. Сняли следующую запчасть – « вы купите - хуже не будет». В магазине то, от чего «хуже не будет», стоит 2500 руб. Отвезли колонку в сервис и отремонтировали без проблем. А специалисты из техобслуживания даже не смогли установить причину поломки. Вот такая специализированная служба в Воронеже. Многие хотели бы избавиться от нее, но не вывернешься».

На Московскую область благодать реформы снизошла гораздо позже, когда в регионах уже и отплакали, и примирились с аппетитами своих газовщиков. Где-то, как в Рязани, аппетиты даже удалось обуздать до более-менее приемлемых: техобслуживание 4-х комфорочной плиты 26,66 рублей в месяц, проточного водонагревателя – 30, 80, варочной панели – 14,16 руб. Мособлгаз со своими подданными так не деликатничал. В некоторых подмосковных городах цены на техобслуживание внутриквартирного оборудования в полтора-два раза выше, чем у региональных соседей. Например, в Воскресенске наблюдение за газовой плитой стоит 40 рублей в месяц, за проточным водонагревателем – 56 рублей, за варочной панелью – 30. В Щелково, по словам генерального директор ООО «Городская Инженерная Служба» Валерия Мытрева, тарифы на ТО удалось снизить: за газовую плиту жители платят 29.18 руб. в месяц, за проточный водонагреватель – 40,84 руб.

Но это, как говорится, исключительный случай, когда компании удалось получить лицензию на техобслуживание и составить Мособлгазу конкуренцию на отдельно взятой Щелковской территории. Хотя в целом рынок завлекательный, охотников войти в него должно быть немало.

По данным ГУП МО «Мособлгаз», в Московской области насчитывается 2 757 068 газовых плит (2 600 451 из них эксплуатируются без договоров на техническое обслуживание), 427 712 газовых проточных водонагревателей ( 96,63% колонок не имеют договоров на ТО), 604 145 приборов учета газа (73,58 % эксплуатируются без договоров).

То есть вы поняли: три миллиона газовых плит и колонок в Подмосковье за одно только оформление договора на ТО способны принести доход, сопоставимый с доходами от газодобычи в районах Крайнего Севера. Понятно и другое – дробить рынок и пускать сюда чужих ради соблюдения антимонопольного законодательства «Мособлгазу» нет никакого интереса.

Формально конкуренция есть. В Московской области не менее 100 компаний могут заниматься техобслуживанием наших газовых горелок за наши деньги, но, во-первых, большинство из них законные родственники «Мособлгаза» - его ФГУПы и МУПы, во-вторых, не со всяким альтернативщиком стоит связываться. В Одинцовском районе услуги по ТО предлагало некое ООО «Юникон»: всего 100 рублей с квартиры в месяц - и спи спокойно. Некоторые заплатили, но спится плохо – фирма зарегистрирована в Москве, уставной капитал 10 тыс. рублей, в учредителях – единственное физическое лицо и если вдруг это лицо исчезнет… То в лучшем случае придется платить штраф и заключать новый договор с Мособлгазом, в худшем – отключат газ.

- Запугали отключением так, что мы сами готовы кинуться им в объятия,- рассказала «Новым Известиям» жительница коттеджного поселка из Ногинского района Наталья Бестужева. – Сначала мы были настроены решительно: платить не будем, потому что не за что. Поселок на 100 домов построен недавно, все оборудование новое, на гарантии. За какое еще ТО мы должны платить? Это обыкновенные поборы – так бы и сказали. Нет, начинают топить: договоры заключаются в целях безопасности поселения, для устранения террористической угрозы, пятое-десятое. Потом пошли слухи, что где-то и впрямь рвануло котел, где-то взорвался газовый баллон, какой-то поселок отключили за неповиновение и в одном из домов замерзла одинокая старушка… То есть психологическое давление обеспечили нам по полной программе. Общаемся на форумах - везде то же самое. И, как нам кажется, затея с договорами на ТО нужна только для того, чтобы раскрутить на деньги богатеньких владельцев частных домов. Что ты возьмешь за обслуживание одной газовой плиты в квартире? От силы 600 рублей в год. У частников оборудования в разы больше, и платим мы за ТО по другим расценка.

Средний чек на техническое обслуживание газового оборудования в частном доме – 8000-15000 рублей в год. И никаких рассрочек – все здесь и сейчас. Тарифы такие: ТО газовой плиты – от 1090 руб. (две конфорки) до 1440 (четыре конфорки), варочная панель – 1090, духовой шкаф – 660, проточный нагреватель 2030, отопительный котел – от 2990 до 3650 рублей.

- Сегодня ходила заключать договор на ТО моя подруга, - рассказывает Ольга Прибылова из Воскресенка, накануне приславшая в редакцию письмо, что тарифы, установленные Мособлгазом , привели в шок полгорода. – Наши подозрения подтвердились: грабят по-черному всех, кто живет в частном секторе, и без разбору – олигарх ты или нетрудоспособный старик. Никаких скидок ни инвалидам, ни пенсионерам. Еще и глаза круглые: какие скидки, когда речь о вашей собственной безопасности? Подруга заплатила около восьми тысяч рублей – всю месячную пенсию. У нее плита, колонка и водонагревательный котел. У меня котел другой, не уложусь, наверное, и в десять тысяч. Тоже придется сидеть голодной ради собственной безопасности. Вот что это за издевательство? – в сердцах спрашивает Прибылова.

Простой вопрос – получить ответ, невозможно. Все молчат, как будто их объединяет какая-то тайна. Комитет Госдумы по ЖКХ наотрез отказался обсуждать тему злополучного постановления правительства – есть ли у его еще какой-нибудь практический эффект, кроме выворачивания карманов в пользу газовиков и массового недовольства граждан? Вопросы переадресовали к правительству, которое «должно быть в курсе». В Минрегионе дали ссылку на приказ собственного министерства, в котором самым ценным для населения оказалась «обязанность своевременно заключать договоры о техобслуживании». Приказ, к слову, от 2009 года. Ценность его в том, что он семь лет не выполнялся, что сэкономило населению десятки миллионов рублей. На этом история вопроса закончилась – собеседник «Новых Известий» не захотел углубляться во времена, когда газовики еще не доили граждан,техобслуживание делалось бесплатно и бытовой газ угрожал людям гораздо реже, чем сейчас. Как и зачем поломалась эта система? Можно ли ее восстановить, не взваливая новое бремя расходов на население?

- Вполне можно, - считает эксперт Минюста РФ, профессор Александр Кутенко. – Для этого государству надо преодолеть собственное управленческое бездействие и вернуться к ликвидированной схеме технического обслуживания внутридомового оборудования. До 2003 года ответственность за исправность газовых приборов несло газоснабжающее предприятие. Тогда в тариф входила плата не только за сам газ, но и за ТО приборов и сетей. Чем это был плохо? Ничем, просто начался зуд перемен – газовое оборудование в жилых домах законодательно то исключали из списка опасных объектов, то они вообще выпадали из зоны хоть какого-то государственного контроля.

Все эти реформации проводились, как правило, без участия специалистов и без ясного понимания, что будет дальше. В 2006 году решением Федеральной службы по тарифам затраты на обслуживание внутридомового оборудования были изъяты из розничной цены на газ. Техобслуживание и ремонт начали осуществляться по договорам с управляющими компаниями за отдельную плату. Появилось много организаций, у которых не было и нет специального оборудования, квалифицированных специалистов. Зачастую после их работы приходилось вызывать аварийную службу.

Результаты всей этой «реформаторской» чехарды печальны. Если в 1988–2001 годах из-за аварий, связанных с эксплуатацией бытового газового оборудования, в среднем за год в России гибли от 50 до 80 человек, то в 2005 году произошло 154 несчастных случая со смертельным исходом, а в 2006-м – уже 208, в последнее десятилетия трагедии идут по нарастающей –с каждым годом на сотню жертв больше. Поэтому когда правительство в 2013 году приступило к наведению порядка с газом для населения и содержанием внутридомового оборудования, эксперты и специалисты на местах это только приветствовали.

Снизу всегда виднее причины и последствия вакханлии в такой взрывоопасной отрасли как бытовой газ. Была масса обращений из регионов «включить в стоимость газа техобслуживание оборудования», вернуть эффективную схему контроля, восстановить институт газовых инспекторов и зоны их территориальной ответственности. К чему я это вспоминаю? По меньшей мере несправедливо обвинять все газовые службы в алчности и в лоббировании интересов собственного кармана за счет населения, как это происходит сегодня. Многие болеют за дело и не собирались снимать с себя ответственность за безопасность. Правительство решило иначе: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Всю полноту ответственности за состояние газовых плит, колонок, участков труб «от плиты до вентилей» взвалили на самих жильцов, совершенно проигнорировав, готовы ли они к этой ответственности, вообще ощущают они ее или надеются на авось. Плюс многих людей возмущают слишком высокие тарифы на техобслуживание. Поэтому всего 30% населения заключают договоры с газовиками добровольно, остальных приходится гнать из-под палки. Это очень серьезный косяк кабинетной и оторванной от жизни реформы. Если ситуацию оставить, как она есть, «газовых» ЧП станет еще больше.

Умеют эксперты порадовать население… А людям что делать? Копить деньги на погребение, если дом взорвется, или отдать их за ТО и сидеть под защитой договора?

- Я бы молился за то, чтобы государство повернулось лицом к газовой проблеме. Это не затратно, но зачастую чудеса случаются, и очень быстро.- говорит эксперт.

В принципе, совет неплохой, можно попробовать. Главное, с чудотворцем не ошибиться.

Подпишитесь