Posted 30 июня 2021, 13:25
Published 30 июня 2021, 13:25
Modified 7 марта, 13:24
Updated 7 марта, 13:24
По данным издания, регулятор и представители НПФ решили перевести пенсионные накопления в систему негосударственного пенсионного обеспечения (НПО).
«Предполагается, что средства будут принадлежать гражданам, а не государству», — отмечает издание.
Это означает, что гражданин получит право на получение досрочной выплаты пенсии при наступлении определенных жизненных ситуаций. Особенность новой пенсионной системы состоит в том, что для ее участников возобновятся принципы софинансирования.
По мнению зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, «квазигосударственную» систему обязательного пенсионного страхования (ОПС) необходимо переводить в негосударственное пенсионное обеспечение.
«Граждане наконец-то должны иметь возможность ощутить данные ресурсы как некую свою собственность», — заявил Чистюхин.
Подготовка концепции новой пенсионной системы уже ведется, вскоре она будет представлена министру финансов Антону Силуанову.
Ранее сообщалось, что в России около двух миллионов жителей не смогли получить причитающихся им накопительных пенсий: многих из них негосударственные пенсионные фонды об этом просто не уведомили.
Число российских пенсионеров, не сумевших получить положенную им накопительную часть пенсии, увеличилось за год почти на полмиллиона человек. В 2020 году 2,1 миллиона пожилых клиентов 15 крупнейших НПФ не обратились за выплатой накопительной пенсии или она им не была назначена. Годом ранее таких граждан было около 1,6 млн.
Больше всего «пропавших» пенсионеров оказалось в НПФ «Открытие» (605 тыс.), «Будущее» (почти 419 тыс.), «Газфонде Пенсионные накопления» (319 тыс.) и НПФ Сбербанка (157,2 тыс.).
На пенсионных счетах большинства клиентов негосударственных фондов лежит в среднем 5,5-10,4 тысячи рублей. Но получить накопленные деньги люди не могут из-за отсутствия системы информирования. Людей просто перестали приглашать за деньгами.
«Не все граждане знают, что пенсионные основания по накопительной пенсии наступают раньше оснований по страховой», — приводит издание слова руководителей НПФ Сбербанка и «ВТБ пенсионный фонд» Александра Зарецкого и Ларисы Горчаковской.
В результате пенсионной реформы возраст выхода граждан на пенсию по старости поднялся, однако возраст получения пенсионных накоплений не изменился. Складывается некрасивая ситуация: фонды получают вознаграждение, но при этом не выплачивают пенсии, они не могут найти клиентов, которые заключили с ними договор.
Раньше ПФР был обязан сообщать гражданам о состоянии пенсионных счетов, рассылая им так называемые «письма счастья», но с 2013 года такие рассылки перестали быть обязательными. Теперь разыскивать своих клиентов, которым пора выплачивать пенсию, должны сами НПФ, однако не все это делают, ссылаясь на невозможность связаться с людьми, у 85% которых якобы изменились номера телефонов.
Эксперты полагают, что, учитывая массовый характер проблемы с «пропажей» накопительных пенсий необходимо менять механизмы информирования клиентов. Если это не работает, следует переводить пенсионные накопления «потерявшихся» клиентов в ПФР.
Сегодня средний размер страховой пенсии по старости составляет 16 789 рублей, а для неработающего пенсионера сумма выше — 17 535,98 рубля. Между тем, по оценкам пенсионеров, для комфортной жизни на заслуженном отдыхе большинству россиян этих сумм, назначаемых на уровне «поддержания алиментарных потребностей», недостаточно. По признанию россиян, «нормальный» размер пенсии должен быть примерно вчетверо выше нынешнего и составлять не менее 60 тысяч рублей в месяц.