Posted 21 июля 2021, 06:46

Published 21 июля 2021, 06:46

Modified 7 марта, 13:34

Updated 7 марта, 13:34

Бороться с телефонными аферистами предложили при помощи нацпрограммы

21 июля 2021, 06:46
Сюжет
Банки
Крупные российские компании и ведомства предложили скорректировать нацпрограмму «Цифровая экономика», добавив в нее пункты по борьбе с телефонным мошенничеством.

По планам разработчиков, к 2024 году объем телефонного мошенничества к 2024 году должен снизиться по сравнению с нынешним в десять раз. Как сообщает РБК со ссылкой на материалы рабочей группы по направлению «Информационная безопасность» при АНО «Цифровая экономика», новые цели нацпрограммы обсуждались на стратегической сессии 9 июля. Участниками встречи были представители правительства России, Сбербанк, ВТБ, «Ростех», «Росатом», РЖД, «Ростелеком», МТС, «МегаФон», «ВымпелКом», «Яндекс», Mail.ru Group и другие.

«Представители АНО должны до 1 октября представить вице-премьеру Димитрию Чернышенко список мероприятий для достижения целей», — отмечает издание.

Инициаторами программы по борьбе с телефонным мошенничеством стали операторы «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), «МегаФон» «Ростелеком», «ЭР-Телеком Холдинг», а также Сбербанк, ЦБ, МВД, Минцифры и Роскомнадзор.

Для борьбы с телефонными мошенниками они предлагают ввести регулирование IP-телефонии. Разрешить блокировку звонков с подменой номера, а также ввести ограничения на транзит мошеннического трафика.

На эти цели потребуется порядка 150 млн рублей. Не исключено, что финансирование будет осуществляться через каналы МВД, Минцифры или Роскомнадзора.

В ЦБ отмечают, что за 2020 год мошенники совершили 773 тысяч операций без согласия клиентов банков, украв у них около 9 млрд рублей. В МВД цифры по числу успешных атак скромнее — 190 тысяч.

В основном, мошенники пользуются методами социальной инженерии. Ежемесячный урон от действий телефонных мошенников оценивается в 3,5–5 млрд рублей, он достиг масштабов «национального бедствия». В среднем за одну успешную операцию мошенники воруют у клиентов банков 8 тысяч рублей. Эксперты подсчитали, что один мошеннический колл-центр совершает порядка 3-7 тысяч звонков за день, причем дозвониться удается лишь в половине случаев. А удачными для злоумышленников становится лишь 1% звонков.

В последнее время мошенникам стало труднее убедить россиян перевести деньги, так как киберграмотность населения улучшилась. Поэтому злоумышленники ищут все новые способы обмана. Например, мошенник под видом рекрутера может предложить работу и даже провести собеседование по видеосвязи. Во время общения с предполагаемым работодателем человек сам предоставляет всю информацию о себе, в том числе реквизиты банковской карты, куда якобы будет начисляться зарплата.

Ранее сообщалось, что каждый третий россиянин боится остаться без денег после звонка телефонных мошенников, которые навязывают операции с банковскими картами и вкладами. Чаще всего опасаются злоумышленников люди в возрасте от 45 до 50 лет.

Однако если начать блокировать тюремные колл-центры и прочие мошеннические структуры на уровне операторов связи, число звонков вымогателей может сократиться до 80%.