Posted 25 августа 2015,, 21:00
Published 25 августа 2015,, 21:00
Modified 8 марта, 03:27
Updated 8 марта, 03:27
В экспозиции портбукеты «для рук» соседствуют с портбукетами-брошами, крепившимися к корсажу, и бутоньерками – стеклянными флаконами с цветами, продевавшимися в петлицу сюртука и украшавшими мужской костюм.
Первые портбукеты появились в европейских странах в эпоху «короля-солнце» Людовика XIV. До Российской империи европейская мода дошла к XVIII столетию; американские дамы познакомились с живописным и практичным аксессуаром в первой четверти XIX века. На ознаменовавшееся выдающимися достижениями в области культуры и искусства XIX столетие выпал и расцвет портбукета как вида ювелирного искусства.
Портбукеты выполнялись во всевозможных техниках и материалах. Для декора мастера использовали золото, серебро, драгоценные камни, слоновую кость, фарфор, стекло. В верхней части изделия находилась вазочка в форме конуса или рога. К ручке эта часть крепилась при помощи соединительного кольца. Ручку не обязательно изготавливали из того же материала, что и вазочку, она могла быть сделана из дерева, керамики, рога, перламутра, раковины, агата, слоновой кости. Цветы закрепляли булавкой, вставляя ее в отверстия в вазочке или же с помощью зажима или крючка.
Исторически сложилось, что в случае с портбукетами по части богатства и разнообразия музейные собрания уступили пальму первенства частным коллекциям. До приезда в Эрмитаж сокровища Билджи Кенбера выставлялись в музеях мира около десяти раз. 131 экспонат, предоставленный Кенбером, дополнен 19 предметами из коллекции Эрмитажа. В подавляющем большинстве портбукеты, представленные на выставке, относятся к середине XIX века и создавались в странах Западной Европы, Китае, Индии и России.
…Портбукет с флаконом для нюхательной соли и коробочкой для мушек (существуют и такие «многофункциональные» экземпляры) родился в 1880–1890-е годы в Нидерландах. Его верхняя часть состоит из узких, напоминающих пальмовые листья лепестков, украшенных эмалью. У портбукета английского производства (1870) листья, напротив, широкие и ажурные, с «плетеными» краями, а портбукет-брошь с бантом (Западная Европа, 1900–1910) выполнен в виде цветка и отделан барочным жемчугом. Есть экземпляры, дополненные зеркальцами и медальонами. Образец предположительно французского производства (1840–1850) помимо зеркальца дополнен карне – записной книжечкой для танцев со страницами из слоновой кости. Но при всем великолепии заполнивших стеклянные витрины предметов сразу же бросается в глаза конический портбукет на трех ножках (Россия, 1900–1910), усеянный ярко-голубыми незабудками из бирюзы с бриллиантовыми серединками и листочками.
Уже во время работы выставки в одной из витрин появился новый экспонат. Жительница Петербурга Зинаида Брусницына подарила Эрмитажу семейную реликвию – портбукет середины XIX века. Он стал в эрмитажной коллекции двадцатым.