Posted 25 декабря 2020,, 07:59

Published 25 декабря 2020,, 07:59

Modified 7 марта, 14:06

Updated 7 марта, 14:06

Старинный храм по цене сарая: как продали объект культурного наследия за бесценок

Старинный храм по цене сарая: как продали объект культурного наследия за бесценок

25 декабря 2020, 07:59
Почти детективная история произошла в Тульской области. Объект культурного наследия регионального значения, храм Дмитрия Солунского, который с 1969 года формально находится под государственной охраной, был продан за долги его собственника после объявления на Аvito.

Ирина Мишина

Храм и земельный участок общей площадью 166,2 кв.м ушли с молотка за 186 300 руб. Об этом стало известно из протокола проведения торгов, который появился на сайте федерального реестра сведений о банкротстве. Изначально на сайте «Авито» за церковь с земельным участком просили 450 тыс. рублей. Фактически за бесценок объект культурного наследия регионального значения вместе с земельным участком купил москвич Павел Осипов. Что собирается делать с храмом его новый владелец, пока не известно. С ним осторожно собираются на переговоры Министерство культуры Тульской области и Белевская епархия РПЦ.

…Село с символическим названием Завалово находится в 70-и верстах от Тулы. Происходит это название, во-первых, от местоположения: село со всех сторон окружено горами и пригорками и как бы завалилось за ними. Сейчас там всего 2-3 разваливающихся двора и церковь, которая представляет собой фактически руины.

Храм Димитрия Солунского был построен в середине 19-го века. До 1852 года была просто звонница на столбах, а в 1852 году построили на средства местного помещика каменную колокольню, а потом и придел. После Октябрьской революции службы в церкви прекратились, ее постигла печальная участь склада при сельсовете. Вы сильно удивитесь, но практически такой же статус храм сохранил по сей день. В государственном реестре недвижимости он значится как "собственность сельскохозяйственного кооператива". Со времен постройки рука строителя или реставратора не касалась храма Дмитрия Солунского.

Но незамеченным храм не остался. Земельный участок вместе с храмом приобрела в 2012 году предприимчивая жительница Тулы Наталья Игоревна Купрюхина, которая в Едином регистре юридических лиц до недавних пор значилась владельцем частной охранной организации «Мир». В профиле «Натали Купрюхина» в соцсети ВКонтакте написано: «Родной город: Куршевель. Проживает в: Россия, Тула. Политические предпочтения: либеральные. Религиозные взгляды: Христианство». Забавный коктейль, не правда ли?

Но предприниматель из Натальи Игоревны, судя по всему, не получился. 2 декабря прошлого года был составлен судебный акт об изъятии у нее имущества как у банкрота. О проведении торгов по продаже имущества незадачливой обитательницы Тулы и Куршевеля объявили 7 июля этого года. В «лоте номер 1» значилось: « Объект культурного наследия регионального значения «Бывшая Успенская церковь» - здание, площадь: 166,5 кв.м, адрес: Тульская область, р-н Одоевский, с. Завалово. Земельный участок, использование: для размещения складских помещений, площадь: 1345 кв.м». Торги завершились на днях. Так с молотка ушел объект культурного наследия регионального значения.

Скандал начался с телеграмм-канала «Церквач», который разместил сообщение о продаже храма с земельным участком. Это объявление заинтересовало соцсети, начались сначала удивленные, а потом и возмущенные перепосты. Фото храма впервые за все время его существования замелькало в СМИ. После торгов и покупки объекта культурного наследия регионального значения даже случились экстренные сообщения ТАСС и РИА Новости . Закон нашей жизни: чтобы о тебе заговорили, надо стать объектом скандала.

Но если бы не этот скандал, на храм 19-го века не обратили бы внимание ни Министерство культуры Тульской области, ни Белевская епархия РПЦ, ни федеральный Минкульт, ни Московский Патриархат. Впрочем, федеральные структуры особого возмущения по поводу случившегося не высказали. В пресс-службе Минкульта «НИ» сухо информировали, что данный вопрос находится в ведении региональных властей, поскольку речь – о памятнике культурного наследия регионального значения. «Обращайтесь в региональные структуры», - дистанцировались в Министерстве культуры с интонацией, как будто речь шла о каком-нибудь Занзибаре. В канцелярии Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата сухо информировали, что на вопрос о судьбе древнего православного храма в Тульской области ответят «через 30 дней в установленном законом порядке». Ну что ж, мы подождем.

Как же все это получилось в нашей воцерковленной России, где новые православные храмы появляются, как грибы после дождя? В одной только Москве, несмотря на пандемию, за 2020 год завершено строительство 18 православных храмов. «Половина из них уже сдана в эксплуатацию», - рапортует , как со стройки многоэтажки, пресс-служба депутата Госдумы Владимира Ресина, куратора программы по строительству православных храмов в Москве. - И мы начали в 2020 году еще строительство минимум 10-12 объектов по всей Москве! ".

Планов – громадьё, размах – как при точечной застройке элитного квартала. Не до заброшенного сельского храма тут.

Как же так вышло, что памятник культуры , охранный объект , пусть и регионального значения, стал вдруг никому не нужен, кроме доселе не известного москвича Павла Осипова?

«Проблема действительно есть, на днях мы выезжали к объекту культурного наследия регионального значения «Успенская церковь». Состояние объекта конечно не удовлетворительное. Но поймите, с точки зрения закона сохранение объекта культурного наследия возложено на его собственника. До этого собственник в лице Натальи Купрюхиной оказался не состоятельным, не смог поддерживать храм в надлежащем виде. Но если посмотреть назад, то в этом храме прихода давно не было и сейчас нет, церковь не действующая. В течение долгих лет, со времен установления советской власти, церковь не была востребована в качестве объекта религиозного назначения, в государственном реестре недвижимости обозначена как помещение сельскохозяйственного кооператива. Там склад был, как выяснилось, до 2012 года, потом церковь с землей купили и ничего не делали для восстановления. Что касается реконструкции, мы всегда реагируем на сигналы с мест, но из села Завалово нам никто ничего не сообщал, да там почти и не осталось никого, 2-3 двора со стариками», - сообщил «НИ» руководитель Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия Дмитрий Бойченко.

Хорошо, допустим. Проморгала Инспекция региональный объект культурного наследия по причине «отсутствия сигналов с мест». Хотя задача и цель этой инспекции и состоит в выявлении и охране таких вот памятников на не такой уж и большой территории Тульской области. Подозреваю, во всей губернии не так много региональных объектов культурного наследия, чтобы руки до всех не доходили.

Ну а что же Белевская Епархия? Почему не уследила за церковью?

Только после сообщений о продаже храма в интернете Белевская епархия Русской православной церкви начала проверку. «Проверяется законность происходящего, то есть сама возможность выставить на продажу памятник архитектуры, даже если земля, на которой он расположен, находится в частной собственности», — сообщил «НИ» руководитель информационного отдела епархии иерей Андрей Бухтояров. Он добавил, что также прорабатывается возможность передачи здания храма в собственность РПЦ.

«Согласно ФЗ-327, религиозным организациям может быть передано имущество религиозного назначения, находящееся в государственной или муниципальной собственности. А тут – собственник с участком земли, на котором стоит храм. Как только мы узнали, что храм продается на Аvito, мы начали работать. Для начала необходимо связаться с собственником. Есть законы об охране памятников, есть обязанности по их содержанию, собственник должен их соблюдать. Сейчас Министерство культуры Тульской области собирается вести переговоры с собственником. Как появится ясность, мы со своей стороны подключимся. В перспективе мы видим храм действующим», - сообщил «НИ» иерей Андрей Бухтояров.

Мы рискнули задать нашим собеседникам всего один вопрос: а что, если и у нового собственника не окажется достаточно денег на достойное содержание и реконструкцию церкви? Так и будут региональные власти и местная епархия прикрываться законами о защите частной собственности? А что, если новый собственник окажется умнее прежней - «уроженки Куршевеля» Натальи Купрюхиной? Что, если он и приобретал храм с землей не просто так, а рассчитывая на то, что государство и не бедствующая РПЦ не останутся в стороне от судьбы регионального памятника культурного наследия и помогут деньгами ?

«Мы сейчас организуем консервационные работы. Реставрация – проблема сложная, это комплекс работ по восстановлению объектов, представляющих историко-культурную ценность. Для начала нужен проект реконструкции. Но вопрос опять же в финансировании. Все это по закону будет возложено на правообладателя», - сообщил «НИ» руководитель Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия Дмитрий Бойченко.

Пока Белевская епархия, Минкульт Тульской губернии и прочие региональные структуры думают, как бы заставить нового собственника раскошелиться, возможно, сам собственник вынашивает не менее амбициозные планы. Будет печально, если все опять закончится спором о том, кто должен спасать памятник. По-хорошему, спасать его должны все, кому дорога наша история, не считая при этом деньги. Если бы это случилось раньше, храм был бы целее и, может, в местном селе не было бы сейчас всего 2-3 двора со стариками, а стало бы это место культурным центром, объектом внимания туристов. Можно было бы по случаю и гостиницу с рестораном даже обустроить… Ну а почему бы и не возродить таким образом всем вместе один из чудесных, но заброшенных уголков российской глубинки?

"