Рус
Eng
Шпионаж дизайнеров

Шпионаж дизайнеров
Новость

19 июня 2014, 00:00
В Мультимедиа Арт Музее открылась масштабная выставка «Дизайн 007». Это типичный и до сих пор пользующийся огромной популярностью пост-киношный продукт, рассчитанный на фанатов блокбастера о Джеймсе Бонде. Впрочем, с бондианой, пять десятилетий не сходящей с экранов, дело обстоит намного интересней. Дизайнеры этой фран

Написание любой рецензии на эту выставку немедленно превращается в product placement. То есть в скрытую рекламу дорогих товаров. Собственно, в тот же самый «плейсмент» сегодня превратилась и бондиана: в последних трех картинах режиссеры даже не пытаются скрывать, в каких костюмах ходит Джеймс, в каких очках красуется на пляжах и с какими смартфонами прокладывает себе маршрут. Все эти марки, бренды и фирмы давно встали в очередь на увековечивание в экзотических антуражах наряду со все более скудным ассортиментом шпионской лаборатории (в фильме – Отдел Q). На самом деле и верный слуга Ее Величества Джеймс Бонд – это тоже продукт дизайнерского расчета. Ведь если в случае с машинами и гаджетами вычислению подлежат прибыли кинопродюсеров, то правильный выбор актеров на роль главного героя и его подруги должен привлекать все новую и новую аудиторию (в первом случае – женскую, во втором – мужскую).

Так или иначе и серый спортивный автомобиль, и прислонившийся к нему манекен в сером костюме, которые встречают посетителей выставки, – это идеальный эпиграф для всего проекта. Здесь по набору вещей зрителю предлагается воссоздать сцену или характер из какой-то части эпопеи. В данном случае, само собой, надо вспомнить Шона Коннери из «Голдфингера» 1964 года. Лыжные костюмы и ледовый дворец – «Умри, но не сейчас», вечерние платья и смокинги – «Казино «Рояль», скафандры – «Лунный гонщик» и далее по списку. В качестве подсказок везде размещены экраны с правильно подобранными сюжетами. Не останутся внакладе даже те, кто совершенно чужд полувековых шпионских страстей. Их ждет увлекательное путешествие в мир интересных штуковин. Вещи ранжированы не по годам, а по темам: будь это некие злодейские приспособления (эффектный зал с витринами всех противников и противниц Бонда) или, наоборот, гаджеты-помощники, вышедшие из Q-отдела.

Нужно отдать должное англичанам: наверное, только они так тонко и виртуозно умеют создавать выставки на грани кича и высокого искусства. Это когда выставленное платье поп-дивы вдруг оказывается знаком своего времени, квинтэссенцией смыслов (от эротического до политического). Таким образом убиваются сразу два «зайца»: появляется и широкая публика, которая идет на имена звезд, и галерейные эстеты, желающие вживую увидеть, из какого «сора» вырастает, не ведая стыда, стиль нашей эпохи.

Именно на таких выставках обкатываются самые передовые музейные технологии. В случае с московской экспозицией «Дизайна 007» кроме бочки меда для кураторов, героически поборовших тесное пространство четырех этажей ММАМ и сделавших там захватывающие лабиринты (один из них – так и вовсе дуло пистолета), все же нужно добавить ложку дегтя. Очень многие манекены, «носящие» наряды из бондианы, сильно смахивают на садовые чучела. Столь же однотипные, сколь и кособокие. Их вид за игорным столом навевает не гламурные сцены из лондонского клуба Les Ambassadeurs или плавающего казино в Макао, а кадры из фильмов ужасов. Обозреватель «НИ» повидал немало подобных выставок в лондонских музеях, и там манекены были подороже.

Впрочем, главного своего эффекта выставка достигает – зритель, приобщенный к дизайнерским фантазиям создателей бондианы, понимает, что все было не зря. Что какие-то из гибридных вещей Джеймса – например, часы, «служащие пейджером, телеэкраном или орудием обольщения» – в будущем перепадут и ему. И что любой новый фильм из франшизы «007» надо воспринимать как выставку достижений пошивочно-гаджетного комплекса. И кто же откажется от «сифона», который вставляешь в рот и плаваешь себе под водой, сколько захочешь? Человек-амфибия со своими нелепыми жабрами нервно курит в коридоре.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter