Posted 15 ноября 2018,, 10:57

Published 15 ноября 2018,, 10:57

Modified 7 марта, 16:11

Updated 7 марта, 16:11

Реконструированный облик Елизаветы I отличается от картинного

Реконструированный облик Елизаветы I отличается от картинного

15 ноября 2018, 10:57
Фото: kulturologia.ru/blogs/131118/41268/
Портрет одной из самых известных английских королев - Елизаветы I известен даже в России по школьным учебникам. Помимо знаменитого воротника, названного её именем, огненно-рыжие волосы и молодой цвет лица делают королеву всегда узнаваемой на картинах. Но, как выяснилось, красоту её лица живописцы сильно приукрашивали.

Британский художник Мэтт Коллишоу создал арт-инсталляцию в виде маски, которая показывает образ Елизаветы I в последние годы ее царствования. Маска продемонстрирована на выставке, открывшейся в Лондонском королевском доме в Гринвиче.

"Именно так, по мнению художника, выглядела королева на самом деле, - пишет ilphoto на сайте https://kulturologia.ru/user/4390/. - Сенсационная маска изготовлена с использованием самых современных технологий. Инсталляция размещена прямо напротив "Портрета с Армадой" – пожалуй, самой известной "иконы", изображающей Елизавету I. Этот портрет был заказан в 1588 году художнику Джорджу Гауэру в честь громкой победы англичан над испанцами и призван олицетворять славу Англии и ее монарха. Рука Елизаветы покоится на земном шаре, изящно указывая на Англию и символизируя тем самым ее международную мощь и власть чуть ли не над всем миром".

Королева считала свою внешность безупречной, с чем приходилось соглашаться и подданным. Поэтому ее изображения действительно принято называть "иконами". Они чем-то напоминают советские портреты членов Политбюро, висевшие в разных учреждениях. Правителей СССР на них изображали с ретушированием отдельных черт внешности, в частности - последнего советского генсека Михаила Горбачёва без родимого пятна на голове.

На знаменитой картине Гауэра лицо у королевы – гладкое, молочно-белое, и она кажется здесь удивительно молодой, хотя на момент написания полотна ей было уже 55 (возраст по тем временам весьма солидный). Специалисты пришли к выводу, что этот тщательно продуманный имидж (как сказали бы сейчас) был разработан для того, чтобы создать божественно-идеальный образ королевы в глазах подданных, хотя волосы тоже ненатуральные: как и многие ее знатные пожилые современницы, Елизавета I носила парик.

Создавая свою маску, Коллишоу хотел бросить вызов "маске власти" на картине. В рамках инсталляции он изобразил королеву как пожилую женщину с обесцвеченными бровями, стёртым макияжем и без парика. Так, по мнению художника-исследователя, она и выглядела на самом деле. К тому же, ее глаза – темные и слегка впалые, а на лице нет ни грамма макияжа, хотя в последние годы Елизавете I приходилось наносить на свое лицо толстенный слой грима, чтобы скрыть шрамы от перенесённой оспы и морщины.

Глаза королевы на маске Коллишоу вращаются из стороны в сторону, словно ее взгляд мечется от страха и неуверенности - это опять же подчёркивает контраст с бесстрастным выражением лица и пронзительным пристальным взглядом на официальном портрете. При этом рот Елизаветы I то открывается, то закрывается, но голоса не слышно, что, по задумке художника, подчеркивает отсутствие свободы воли в ее королевском положении.

Королеве действительно жилось непросто, потому что она была женщиной-монархом в еще глубоко патриархальном обществе и ее положение всегда было неустойчивым. Потому она и использовала сочетание двух противоречивых образов в своём имидже: с одной стороны, символа благочестия, всю жизнь сохраняющего девственность, с другой – мужественного, непоколебимого и властного правителя.

"