Posted 12 декабря 2019,, 10:00

Published 12 декабря 2019,, 10:00

Modified 7 марта, 15:31

Updated 7 марта, 15:31

Изнасилования, разбой, аварии... Что ждет пассажиров в питерских такси

Изнасилования, разбой, аварии... Что ждет пассажиров в питерских такси

12 декабря 2019, 10:00
Петербургские такси и таксисты в последнее время регулярно попадают в криминальную хронику. Букет из скандалов таков: прямое насилие и самоуправство в отношении пассажиров, бесконечные аварии с сопутствующими травмами клиентов, и «просто» незаконная профессиональная деятельность.
Сюжет
Такси

Евгений Колесников, Санкт-Петербург

Начнем с вопиющих криминальных происшествий. Три недели назад 28-летняя девушка - колясочный инвалид из поселка Горелово (пригород Петербурга) около часа ночи заказала у одного из основных агрегаторов такси для поездки в Центральный район. Приехал таксист, гражданин Узбекистана, сложил-уложил инвалидное кресло в багажник, помог пассажирке занять свое место. По словам будущей потерпевшей, он был вежлив, предупредителен. Но по каким-то причинам, уже когда машина выехала с Красносельского шоссе, девушка сообщила водителю, что отменяет своей заказ. И тот впал в ярость. Остановил автомобиль, набросился на пассажирку, изнасиловал ее, забрал все деньги из кошелька, а потом все равно отвез по указанному адресу в Центральный район. Из меркантильных соображений. Потребовал от встречавшего ее родного дяди 5 тысяч рублей … «за издержки». Тот и вызвал полицию: 25-летний таксист арестован, ему предъявлены обвинения по статьям «насильственные действия сексуального характера» и «разбой».

Буквально на днях в полицию обратилась 22-летняя петербурженка, которую пытался изнасиловать таксист опять-таки из одной «солнечной республики». Дело было в пять утра, девушка уснула в машине, водитель остановился и пытался на ней надругаться. Юной даме удалось вырваться. Несостоявшийся насильник задержан, идет дознание. Чуть ранее, в полицию была вынуждена обратиться 46-летняя женщина, которая вызвала «машинку» к дому по Витебскому проспекту. Водитель, как позже выяснилось, 23-летний гражданин Киргизии, напал на нее, отобрал 2700 рублей и изнасиловал. Его дело передано в суд.

Однако не только слабый пол страдает от таксистов. Так, в ноябре водитель ударил несколько раз ножом гражданина Белоруссии, который пребывал в Петербурге по делам в Красносельском районе и по неосторожности вызвал такси. Гость северной столицы до сих пор находится в тяжелом состоянии в Александровской больнице. Любопытно, что стражи порядка изъяли у таксиста сразу … два ножа. Еще любопытнее объяснение «извозчика»: мол, клиента пришлось слишком долго ждать, вот и разозлился.

И это «Новые Известия» привели только последние и самые запоминающиеся «таксичные» ЧП в Петербурге. Их куда больше, кроме того, жертвы далеко не всегда обращаются в полицию. В соцсетях можно найти и массу историй, когда полиция отказывала потерпевшим в заявлениях на противоправные действия со стороны «извозчиков».

Мнение

Сергей Егоров, адвокат, специализирующийся на автомобильной практике, в прошлом сотрудник милиции Куйбышевского района Ленгорисполкома:

- Еще буквально лет десять назад в автомобильно-криминальной теме наибольшее число сводок в милицию приходило из-за «бомбил». Кого-то они грабанули, кого-то изнасиловали, а еще запомнился один гражданин Армении, который, подвозя людей, травил их психотропами. На его счету семь трупов, кажется (это был Агарон Галстян, действительно, семь его «попутчиков» отправились на тот свет; «таксист» в 2012 году получил пожизненное лишение свободы – прим. Ред.) А 6 декабря в Санкт-Петербургском городском суде обвинение запросило пожизненный срок для «бомбил» Назима Гасанова и Рахима Алиева, вроде как травивших пассажиров нейролептиками. Там фигурирует один труп. Казалось, что уже несколько лет, как рынок такси стал цивилизованным, в Питере появилось большое количество официальных компаний, которые не задирают цены, а потому лишают всякого смысла ловить клиенту тонированную «шестерку» рукой на улице. Но вот кадровый состав водителей внушает сомнения. Даже у официальных операторов попадается немало гастарбайтеров без разрешения на работу, с сомнительными водительскими правами их государств. Что уж говорить про водителей, которых нанимают агрегаторы – там даже особой проверки нет, умеет человек водить, не умеет… Не случайно, большинство аварий происходит именно с машинами, задействованными через агрегаторы.

Кстати

Справедливости ради, таксистам также частенько достается от пассажиров, особенно пьяных. В ноябре в Центральном районе сразу три пассажира напали на водителя такси и нанесли ему многочисленные травмы. Но это опять-таки чисто «пьяный» криминал. Бывает и по-другому. 5 декабря этого года стало известно, что полиция, наконец, задержала целую банду, которая специализировалась на «гоп-стопе» в отношении таксистов. В машину садилось двое: один отвлекал разговорами, другой бил водителя сзади по голове «тупым предметом», потом забирали наличные деньги. Самый крупный улов бандитов зараз составил 155 тысяч.

Аварии

Да, ДТП с участием такси зашкаливают. Хотя с цифрами все не так просто. По данным Управления ГИБДД по Петербургу и Ленинградской области, за текущие 11 месяцев 2019 года в городе (без учета области) было совершено лишь 117 ДТП при участии таксистов. 117 из 4434 всего. Вроде бы совсем немного. Однако президент Ассоциации профессиональных водителей такси Вячеслав Уланов уверен, что происшествий на дорогах с участием такси в разы больше: «В Петербурге сейчас всего около полутысячи водителей, которые по всем правилам официально устроены в автопарках. Около двух тысяч – это индивидуальные предприниматели, которые работают на личных авто. И еще до двадцати тысяч – откровенных нелегальных перевозчиков! Их машины не оборудованы никакими «шашечками» и другими опознавательными знаками, которые помогут понять, что перед вами такси».

Собственно, из-за этого в официальную статистику ГИБДД не попадает львиная доля аварий с участием данного коммерческого транспорта. Более того, при ситуациях, когда машину нелегала останавливает сотрудник полиции, шофер умоляет подтвердить, что ты, пассажир, совсем даже не клиент, а просто его друг. Такое сплошь и рядом. Отметим, между прочим, что бородатый афоризм – «вам шашечки или ехать?» - сейчас как-то характерен именно для второй столицы. По всей России статистика, видимо, более прямого действия, такси оформляются по правилам – так, по данным ГИБДД РФ, за неполный 2019 год (10 месяцев) количество аварий с участием такси увеличилось по стране на 60% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Если не поверить полиции, то есть косвенные доказательства резко возросшего числа «таксичных» ДТП. По информации страховой компании «Ренессанс Страхование», по итогам первого полугодия текущего года выплаты по ОСАГО из-за аварий, связанных с такси, выросли в шесть раз.

Справка «НИ»

В Санкт-Петербурге на начало декабря 2019 года выдано 27869 разрешений на перевозку пассажиров, однако «патент» не гарантирует, что он в настоящий момент используется. Источник: комитет по транспорту администрации города

Последней резонансной аварией с участием такси в Петербурге стало ДТП на Обводном канале 11 декабря. Водитель-таксист не заметил поворот, что привело к столкновению сразу четырех автомобилей. К счастью, летальных жертв удалось избежать. Чего не скажешь о событии 23 июля практически на том же месте – тогда таксист, гражданин Узбекистана, врезался в тягач, что привело к смерти двух человек. Поразительно, но у мигранта не оказалось вообще никаких водительских прав, - ни российских, ни узбекских. Скоро над ним состоится суд.

Нелегалы

Поэтому переходим к одной из причин, почему количество аварий с участием такси столь велико. Нелегалы за рулем, безусловно, одна из главных. Дошло до того, что в Петербурге 3 декабря прошел митинг профессиональных таксистов, которые потребовали запретить гастарбайтерам садится за руль. Возникло и профильное общественное движение «Стоп Нелегал». Один из его координаторов Евгений Грек принципиально считает, что за рулем такси должны иметь законное право находится только граждане РФ с водительскими правами РФ. Аргументы давно знакомые: неизвестно, как там в Средней Азии получают права; должна быть протекционистская политика по отношению к россиянам-таксистам; условия дорожного движения в мегаполисе требуют дополнительной профподготовки таксистов, даже если у них есть водительские права и определенный стаж; необходимо запретить агрегаторам использовать водителей «от одного года стажа», а начинать допускать к пассажирским перевозкам только от трех.

Как добавляют другие эксперты и профессиональные водители такси, Петербург крайне сложный город для вождения. Особенно это касается узкого и старого центра города, особенно зимой, особенно в гололед. Как говорит «автомобильный» адвокат Сергей Егоров, многие нынешние таксисты, а это касается не только сотрудников из Средней Азии, просто не готовы к такой дорожно-климатической ситуации, «этому надо определенное время учить». И, конечно, возросшее число «таксичных» аварий г-н Егоров объясняет другими нелегалами – «агрегаторными бомбилами», как он их называет. «Да, их можно назвать именно нелегалами, - уверен эксперт. – Смотрите, какая ситуация. Через агрегаторы стать таксистом может любой человек, имеющий водительские права и автомобиль, не всегда, кстати, свой. Люди, которые модерируют ему заказы, не проверяют его уровень вождения, психологическое состояние в конкретный момент, даже то – трезв ли он сейчас. Кроме того, этот конкретный человек мог «бомбить» пару суток подряд без сна, мог «бомбить» после основной работы, когда уже сильно устал. Всё что угодно с ним может быть. Поэтому даже не таких людей, а агрегаторы стоит признать нелегалами. С ними как-то надо разбираться в юридическом поле».

Напоследок. Мы тут описали не все, но основные негативные явления, связанные с современными такси и их водителями. Но по впечатлению нашего корреспондента, подавляющее большинство петербуржцев довольно тем, что в условиях жесткой конкуренции тарифы на такси божеские. Конечно, в эту низкую цену как раз и вкладывается то, что шоферы могут быть без надлежащей подготовки, а то и с криминальными наклонностями. Но какой же русский не любит дешевой езды.

"