Рус
Eng
Как банки дурят клиентов: эксперты назвали еще один относительно "законный" способ

Как банки дурят клиентов: эксперты назвали еще один относительно "законный" способ

19 февраля , 10:30БизнесPhoto: yandex.kz
Почти 4 тысячи жалоб от граждан на недобросовестные продажи без должного информирования были получены Банком России в период с февраля по декабрь 2019 года. 2,2 тысяч обращений касались работы банков.

На долю банков приходится 60% обращений от недовольных граждан, сообщают «Известия», ссылаясь на руководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаила Мамуту.

Речь идет о так называемом мисселинге – недобросовестной практике навязывания клиентам продукта без подробного информирования о его особенностях. Михаил Мамута отметил, что широкое распространение такой практики пришлось на 2018-начало 2019-го, когда гражданам продавались инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) под видом депозитов. По словам Мамуты, в большинстве своем граждане знали, что при досрочном расторжении договора ИСЖ средства вернуть полностью нельзя, потому как они инвестированы в активы с определенным сроком.

- Это приводило к тому, что прозрение к клиенту приходило только тогда, когда он решал досрочно изъять свои средства. При этом могло пройти полгода, год, когда период охлаждения уже не действует, - рассказал Мамута.

Для решения проблемы ЦБ издал указание с требованием по раскрытию информации при продаже ИСЖ. Кроме того, в силу вступили стандарты Всероссийского союза страховщиков, которые скорректировали практику продаж страховых продуктов через банки.

В результате, продажи ИСЖ упали, уступив место накопительному страхованию жизни (НСЖ). Теперь же мисселинг вырос в других сегментах финансового рынка. Например, в сегменте доверительного управления, при оказании брокерских услуг.

Ранее Эльвира Набиуллина говорила о том, что регулятор планирует законодательно закрепить за собой право устанавливать правила продаж финансовых продуктов кредитных организаций. По ее словам, такая необходимость назрела в связи с массовыми случаями мисселинга как при продажах банковских продуктов, так и при агентских продажах.

Эксперты отмечают, что мисселинг – это одна из ключевых проблем с точки зрения прав потребителей финансовых услуг.

Самыми распространёнными примерами мисселинга можно считать «недоговоры» со стороны банковских сотрудников. Например, когда клиент оформляя карту слышит от работника кредитной организации, что банк за обслуживание карты плату не взимает, и оформляет сделку. На деле же оказывается, что речь шла лишь о первом годе использования продукта. Кроме того, клиенту банка вместо вклада могут предложить, помимо оформления полиса ИСЖ, купить паи ПИФов и заключить договор на составление индивидуального пенсионного плана. Это продукты небанковские. Их производят страховые компании и платят банкам за то, что те выступают посредниками в продаже.

Отметим, что в 2018 году около 75% некредитного банкострахования приходился на ИЖС.

Ранее начальник управления по работе с банками дирекции розничного бизнеса «Ингосстрах» Роман Варламов признавался, что порой доходы банки получают за счет финансовой неграмотности клиентов.

- Давайте смотреть правде в глаза. Именно отсутствие у населения финансовой грамотности позволяло нам получать доходы. Самое печальное, что теперь у клиентов присутствуют опасения: банк и страховая везде обманут! А если ничего не покупать, то и не обманут, - заявлял он в ходе конференции «Банкострахование-2019».

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter