Posted 19 января 2022, 10:29
Published 19 января 2022, 10:29
Modified 7 марта, 12:59
Updated 7 марта, 12:59
Александр Сычев
NLAW (Next Generation Light Anti-tank Weapon) — переносная противотанковая управляемая ракета, которую производит компания SAAB. Разработал ее талантливый инженер, военный в отставке Андерс Хастер.
Комплекс представляет собой одноразовый контейнер длиной один метр, в котором помещена ракета, обладающая многофункциональной боевой частью с оптическими и магнитными датчиками. Прицел не съемный и может использоваться как днем, так и ночью. NLAW поставляется в собранном и готовом к применению виде. Комплекс не требует обслуживания в течение всего 20-летнего срока хранения. Общий вес – 12,7 кг.
При создании системы Хастер руководствовался тем, что в танках наиболее уязвимой является верхняя плоскость. Поэтому его ракета калибром 115 мм и головной частью – 150 мм атакует сверху. Хотя стрелок целится в центр танка, ракета проходит примерно на метр выше, и в момент пролета детонирует боевая часть. При взрыве возникает направленная мощная огненная струя, которая обрушивается на корпус танка сверху со скоростью 10 тыс. м/с, и буквально прожигает броню.
В систему заложен принцип «выстрелил – забыл» – после старта ракета наводится на цель самостоятельно. Перед пуском стрелок должен только навести прицел на танк и визуально сопровождать его в течение 3-5 секунд. За это время компьютер NLAW рассчитает параметры полета к цели и далее в подсказках оператора не нуждается. Особенностью комплекса является также возможность переключить его в режим фронтальной атаки поражения менее защищенных, чем танк, целей.
Полевые испытания показали, что на расстоянии от 20 до 800 м вероятность поражения цели с первого выстрела превышает 90%. В общем, учитывая малые вес и размер, а также простоту применения и высокую точность попадания, оружие у Хастера получилось весьма эффективное.
Это сразу оценили в других странах. В 2017 году SAAB заключила контракт на поставку NLAW швейцарским сухопутным войскам на сумму 120 млн долларов. Чуть раньше систему приобрели Финляндия, Люксембург и Великобритания, которая теперь передает ракеты Украине.
Решение Лондона вызывает, по крайней мере, один международно-правовой вопрос. Как отнесется нейтральная Швеция к факту передачи ее оружия третьей стороне, к тому же находящейся в состоянии вооруженного конфликта со своими же регионами? Для официального Стокгольма принцип невмешательства всегда имел большое значение. Во всяком случае, публично.
Впрочем, бывали случаи, когда Русенбад (резиденция правительства) закрывал глаза на то, что шведские оборонные компании занимаются контрабандой своей продукции в «горячие точки» планеты и, кстати сказать, с помощью Великобритании. Контрабандистов останавливали только, когда возникал международный скандал.
Но важнее этических аспектов сделки, ее военно-политическое значение. А тут, похоже, Лондон, как и его заокеанского партнера – Вашингтон, стабилизация положения на Украине совершенно не беспокоит. США из «благих побуждений», как было заявлено, уже поставили Киеву переносные противовоздушные комплексы Stinger и противотанковые системы Jevellin. Кстати, в конце прошлого года украинские военные продемонстрировали своим американским инструкторам приобретенные навыки. Они провели стрельбы из Jevellin по неподвижному и уже не раз служившему мишенью советскому танку.
В декабре прошлого года США одобрили дополнительную военную помощь Украине на сумму 200 млн долларов. Какое оружие, защиты или нападения, отправят на этот раз, не сообщалось. Впрочем, разница не особо существенна. Оружие, каким бы оно ни было, порождает уверенность, нередко совершенно необоснованную, в успехе затеваемого предприятия. Уверенность подталкивает к применению обретенной силы, а это – новые человеческие жертвы и углубление конфликта.