Posted 5 апреля, 13:42

Published 5 апреля, 13:42

Modified 5 апреля, 13:44

Updated 5 апреля, 13:44

«Мы им безразличны»: российские автодилеры бунтуют против китайских производителей

«Мы им безразличны»: российские автодилеры бунтуют против китайских производителей

5 апреля 2025, 13:42
Фото: 1MI.
На фоне обвального падения продаж новых автомобилей в феврале–марте 2025 года российские автомобильные дилеры терпят убытки в том числе из-за странного поведения китайских производителей машин. Сотрудничество с ними перестает быть взаимовыгодным, отмечает авторитетный эксперт Олег Мосеев.

Виктор Левин

Мировой опыт им не указ

Олег Мосеев, ныне предприниматель и независимый автоэксперт, был президентом РОАД (Российской ассоциации автомобильных дилеров). Сегодня он готовит доклад для конференции РОАД с красноречивым названием «Автобизнес 2025. Кому он нужен?». Основные тезисы его выступления попали в распоряжение портала «Китайские автомобили».

Для начала Мосеев вспоминает, как в ранге главы РОАД не раз посещал Китай. Из общения с местными дилерами и чиновниками правительства сложилось устойчивое мнение о том, что во главу угла там поставлено автомобильное производство, поэтому «закрытие даже нескольких тысяч дилерских центров не вызывает особого беспокойства».

И в самом деле, продажа автомобилей, если не брать на себя «лишних» обязательств, видится делом не сложным. Разорился один торговец — на его место придет другой. Какие проблемы? Бизнес «слабых» не любит.

Но рано или поздно проблемы возникают у самих брендов, чьи дилеры меняются как перчатки. Покупатели стараются не связываться с однодневками. И это хорошо понимают традиционные производители из Европы, Японии, США, Кореи.

«Когда почти все европейские, японские и корейские производители подписали Меморандум о взаимопонимании, заключенный между РОАД и АЕВ (Ассоциацией европейского бизнеса), знаете, сколько китайских брендов, присутствовавших на рынке, присоединились к нему? Ни одного. — пишет Олег Мосеев.- Китайским компаниям совершенно безразлично, выживет российский дилер или нет.

Первая проблема в том, что китайцы игнорируют инвестиции дилеров. Грубо говоря, ты получаешь право стать «официалом», вкладываешь миллионы в шоу-рум, сервис, рекламу и пр. Но вскоре в твоем же городе открывается еще десяток таких же центров. В итоге дилеры начинают конкурировать между собой, а не с другими игроками рынка.

Результат очевиден: в Москве есть автоцентры, где за целый год продают не больше десятка автомобилей.

Таким образом, экспансия на быстрый захват территорий приводит к разорению дилеров.

К этому добавляется безумное количество китайских брендов одного и того же производителя. Это ситуация, когда дилеры продает одни и те е машины, но под разными названиями. Что сильно смущает покупателей и убивает доверие к бренду. Яркий пример тому — переименование «Джилли Тугела» в «Ньюстар». Стоило массовому потребителю привыкнуть и запомнить бренд, как его тут же переименовали в какой-то «новый» автомобиль!

При этом китайские производители в общении с российскими дилерами не принимают во внимание прогнозы по продажам. Это совершенно советский принцип планирования: есть план, спущенный сверху — будьте добры выполнять его. А кто его придумал и зачем, не ваше дело. Итог печален: российский рынок затоварен, более 500 тысяч непроданные машин стоят на складах, а планы продаж в 2024 году не выполнил ни один дилер. А ведь ситуация в 2025 году будет еще хуже.

«Денег нет — и черт с вами!»

«Понимая, что рынок находится в рецессии, китайские производители объявляют акции по поддержке продаж. Некоторые скажут — молодцы. Но они были бы молодцы, если бы своевременно компенсировали дилерам скидки, предоставленные клиентам по указанию производителя! Но нет. Они даже не говорят „денег нет, но вы держитесь“. Они просто несколько месяцев сообщают об отсутствии средств. А некоторые особенно „щедрые“ через полгода предлагают вместо компенсации суперскидку на выкуп новых автомобилей. „НДС и налог на прибыль? Это не наша проблема“, — таков их ответ. Потому что им абсолютно все равно, выживет дилер или нет». — пишет Олег Мосеев.

В переводе на понятный всем язык речь идет о чистой подставе в совместном бизнесе! При этом автоконцерны хотят переложить свою ответственность перед покупателями на плечи дилеров. Олег Мосеев перечисляет основные проблемы:

Пути выхода из кризиса: хотим, как в США!

Олег Мосеев считает, что ситуацию можно исправить, если в отношениях с китайскими партнерами внедрить понятные и проверенные во всем мире правила.

Во-первых, это ограничить стихийный приток китайских брендов. Зеленый свет следует включать для тех, кто вкладывает свои деньги в развитие производства и торговли автомобилями совместно с российскими компаниями. Тогда никто не сбежит в один момент, отключив телефоны и факсы.

Само собой разумеется, что за качество продукта, снабжение запчастями и рассадниками обязана отвечать производитель товара, а не его продавец. Так принято, например, в США. И ежели иностранный партнер нарушает свои обязательства, ему просто блокируют импорт на три месяца. А ежели не исправился, то и навсегда. Мало того, придется заплатить еще неустойку дилерам.

Во-вторых, само развитие дилерской сети должно быть согласовано с властями и местной ассоциацией дилеров. Так тоже принято в США. Почему? Потому что только прибыльное предприятие создает рабочие места и платит налоги.

«Я понимаю, что сейчас многие дилеры скажут: „Что ты несешь? А как же наши чудесные дилерские центры с замечательными производителями?“. Хочу их огорчить. Многие из них все равно уйдут. Так лучше не доводить ситуацию до абсурда.» — резюмирует Олег Мосеев, добавляя, что «дальнейшее зависит от дилеров, от их способности объединиться для решения проблем.»

Правда, пока такого единства. Каждый выживает в одиночку.

Подпишитесь
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies