Posted 29 марта, 12:13
Published 29 марта, 12:13
Modified 29 марта, 12:15
Updated 29 марта, 12:15
Дисклеймер: данная статья не является ни в коем случае ни рекламой, ни антирекламой тех или иных автомобилей на российском рынке и отражает только личное мнение автора о дизайне транспортных средств.
Виктор Левин
Есть у россиян прекрасная поговорка: на вкус и цвет товарищей нет. Кому, как говорится, нравится поп, а кому-то — и попадья. Однако нельзя не заметить, что четыре поколения советских людей выросли на чеховской максиме: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (цитата из пьесы «Дядя Ваня», 1897 г).
Продолжая мысль классика, мы были уверены, что и сделанное человеком тоже должно быть прекрасно — и дома, и парки, и, конечно, автомобили, которые мелькают перед глазами горожан чаще, чем что бы то ни было. Поэтому и любое уродство на колесах воспринимается как оскорбление общественных и личных вкусов ровно так же, как и бездарная архитектура каких-нибудь жутких коробок-человейников.
И в самом деле, выходите вы, к примеру, на улицу, а там рычит, аки зверь, двухметровый по высоте черный монстр 5,5 метров в длину:
Батюшки, это что еще за чудище? Из какого окна у него вылезет пулемет, чтобы отсеить не в меру любопытных граждан?
А это, оказывается, внедорожник Carlman King, который был запатентован в России. Российское государство выдало патент за номером 102874 пекинской компании Бэйджинг Эс-Тех Технолоджи Ко. и двум китайским гражданам Жен Занг и Венруи Ли еще в 2016 году.
К счастью, за девять лет эта колесница до Москвы не доехала. Но по ее дизайнерским мотивам корпорация «Донгфенг» создала электрический супер-джип M-Hero I, который продается у нас от 15 миллионов рублей и больше. Столкнуться с таким красавцем весом 3,2 тонны не в салоне, а на улице — еще то удовольствие. Во-первых, почувствуешь сразу собственную ничтожность в размерах и массе, во-вторых, изумишься креативу китайских дизайнеров, которые слепили этого «героя» путем скрещивания американского «Хаммера» с японской «Тойотой» FJ-cruiser, добавив к обеим оригиналам массу сложных углов и затейливых деталей.
Кажется, что M-Hero вырублен топором из цельного куска железа.
Рядом с этим автомобилем поневоле вспомнишь чувства Чичикова, попавшего в дом Собакевича:
»…Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, — все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства, — словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!»…»
Впрочем, производитель в рекламном буклете обозначил потенциальных покупателей монстра как «людей, предпочитающих современный механистичный дизайн».
Возможно, это и так. Но у любителей спокойной красоты и гармонии другое мнение:
Знакомый дизайнер оценил креатив китайских коллег как «эстетику комиксов и компьютерных игр», где всякое оружие и средства передвижения героев угловаты, остры и очень агрессивны. Потому даже выштамповка для как бы для запаски (ее там на самом деле нет) сзади имеет не круглую, а прямоугольную форму.
Но не только «Донгфенг» видит в нелепых и будто бы футуристических формах что-то прекрасное. Коллеги из «Великой стены» создали целую серию брутальных машин под брендом «Хавэйл Н» и «Танк».
Когда видишь на дороге среднеразмерный кроссовер Haval H3, то задаешься вопросом: а зачем приплюснули крышу автомобиля? Чтобы нарушить привычные пропорции внедорожного кузова, который смотрится как нелепый ящик на колесах?
Да, пропорции нарушены. Но в чем была цель этого мероприятия, если другие модели серии Н (под номерами 7 и 9) сделаны во вполне себе традиционных форматах?
Ответа нет. И мы идем дальше в дебри мирового авторынка, где в джунглях Индонезии родился почти эталонный образец безвкусицы. И это — Toyota Hilux Rangga SUV, который начинают собирать на японском заводе в Джакарте с 2025 года.
Дизайнерские выкрутасы начинались с невинного желания поставить пассажирский кузов на мини-грузовичок Hilux Champ, который с эстетической точки зрения никаких вопросов не вызывает. Японские инженеры создали предельно утилитарный автомобиль и в соответствии с этой задачей сделали его внешность: простые прямые линии, плоское лобовое стекло и обилие некрашеного пластика.
Но дальше что-то пошло не так, и, скорее всего, инициатива перешла в руки местных креативщиков из регионального представительства Toyota и фирмы PT Mekar Armada Jaya. По словам создателей, внешность машины вдохновлена внедорожником Toyota FJ Cruiser, а потому решена в угловатом и нарочито брутальном стиле. По-видимому, слово «нарочито» явилось определяющим элементом дизайна.
К счастью, вероятность импорта в Россию у этой новинки азиатского рынка крайне мала.
Зато на российский рынок выходят пикапы Foton Tunland V9 и Foton Tunland V7.
Фактически, это две версии одного и того же автомобиля, но с заметными внешними отличиями. Но рама, кузов и интерьер у обоих машин идентичны. Компания Foton позиционирует V7/V9 как полноразмерные пикапы, хотя они несколько меньше американских аналогов: длина обеих моделей составляет 5617 мм, колесная база 3355 мм. Ширина V7 2000 мм, V9 2090 мм., впервые представленные в Китае летом 2023 года. И это самые большие пикапы, которые можно приобрести в России официально.
С дизайном у обоих «Фотонов» все нормально. Неловкость при виде на эти машины возникает, когда понимаешь, что они копируют американские Ford F-150 и Ram 1500, а ты, если промолчишь, то поневоле становишься соучастником этого копипаста.
Хотя зачем китайцам прямо копировать мировые бренды, если они давно уже наняли европейских и американских автодизайнеров и конструкторов — большой вопрос. По видимому, сработала давняя привычка брать чужое без спроса. И это плохо. Копия всегда хуже оригинала.
Наконец, в обзоре самых сомнительных по дизайну автомобилей никак не обойтись без всемирно известного своим скандальным обликом SsangYong Rodius, который с 2013 года колесит и по нашим улицам.
«Попытки скрестить однообъемник и кроссовер нередко рождают чудищ. Абсолютный „шедевр“ — это SsangYong Rodius. Мы зовем его „Уродиус“, а англоязычные товарищи — Odius Rodius. Интересно, как подобный дизайн вообще получил одобрение и чем руководствовались боссы компании?» — задается вопросом автомобильное издание Quto.ru
Вероятно, художник Кен Гринли, ранее создавший удачный и эффектный облик внедорожника SsangYong Musso, вдохновлялся романтикой похорон и кладбищ, а корейские заказчики ничего предосудительного в этом увлечении не увидели.
Жаль только, что, ошибаясь однажды, художники обрекают на любование своими «шедеврами» и миллионы ни в чем не повинных граждан.