Согласно древнему преданию, Евлампий и Евлампия были родными братом и сестрой, которые жили в Никомидии (на территории современной Турции) в III–IV веках. Они происходили из благородной семьи и были христианами.
Когда император Максимиан (он правил с 284 по 305 год) издал указ об осуждении на смерть каждого христианина, Евлампий был глубоко возмущен. Юноша открыто заявил, что вместо борьбы с внешними врагами император направляет свою ярость против собственных подданных.
Он был арестован и приведен на суд, где от него потребовали отречься от христианской веры. Когда Евлампий отказался, его подвергли жестоким пыткам.
Неожиданно Евлампий высказал желание посетить языческий храм. Судьи обрадовались, что им удалось сломить дух христианина, однако Евлампий, оказавшись в капище Марса, именем Господа приказал идолу пасть и обратиться в прах — статуя тут же рухнула к ногам юноши.
Тем временем сестра, узнав о страданиях брата, также заявила о своей вере в Христа. Их бросили в раскаленную печь, но и тогда христиане остались живы. В конце концов Евлампия обезглавили, а его сестра скончалась от мучений.
Следует отметить, что 23 октября также отмечается день памяти преподобного Амвросия Оптинского, одного из самых известных святых России XIX века.
10 октября по старому стилю хозяйки старались встать пораньше, чтобы испечь пироги: в этот день свежая выпечка на столе считалась хорошим знаком. Существовала поговорка: «В Евлампий пораньше вставай, да все успевай».
Название праздника — Евлампий Зимоуказатель — возникло благодаря народным приметам, потому что в преддверии зимы наши предки старались предугадать, когда она наступит и какой будет. Обращали внимание, куда обращен месяц: если его рога были направлены в северную сторону, ожидали суровой зимы, в южную — значит, теплые дни будут стоять еще долго.
Однако светлое время суток становилось все короче, поэтому в народе говорили, что «Евлампий огонь раздувает и потемки освещает», а день называли также Евлампий Светильник. В эту пору крестьяне начинали заготавливать лучины для освещения жилища. Для этого брали смолистые поленья без сучьев, которые раскалывали на тонкие длинные щепы. Обычно эти щепы устанавливали в специальные металлические зажимы, называемые светцами.
Если лучина вдруг тухла, считалось, что в дом проникло зло (скорее всего, с чужим человеком). Чтобы избавиться от проблемы, в день Евлампия Светильника проводили особый ритуал. Покупали новый нож, который предназначался только для этого ритуала, втыкали его в порог и произносили заговор: «Кто с лихом в мой дом зайдет, тот его обратно заберет». Нож оставляли рядом с порогом на десять дней, а после убирали его в амбар и больше уже никогда им не пользовались.
Традиционно на Евлампия знахари собирали руту — растение, которое, как считалось, имело особую магическую силу. В домах руту развешивали под потолком для защиты от темных сил и болезней, использовали ее как для лечения, так и для дезинфекции. Верили, что она помогает при различных недугах, начиная от хронических воспалений полости рта и заканчивая сердечными заболеваниями.
Молодежь на Евлампия Зимоуказателя веселилась и прыгала через костер, что символизировало обновление и продление молодости. Кроме того, в этот день сжигали старые вещи, чтобы избавиться от былых неприятностей и защититься на будущее. Если заболевал ребенок, на Евлампия его «перепекали»: трижды сажали на лопатку и помещали в печь.
Если следовать народным традициям, этот день необходимо отказаться от уборки в доме и подметания полов: вместе с мусором можно вымести достаток.
Нельзя в этот день давать чужим людям спички и свечи, потому что тогда из дома уйдут тепло и уют. Под запретом гадания на свече или горящей бумаге — такие предсказания не сбудутся и только отнимут время.
День Евлампия и Евлампии считается неблагоприятным для романтических отношений. Если сделать в этот день предложение, союз окажется недолговечным. Свадьбу на 23 октября тоже лучше не назначать, чтобы молодые вскоре не расстались.
Не стоит в этот день надевать украшения (кольца, серьги) — согласно поверью, это к проблемам. Нельзя покупать новую одежду, потому что она не будет радовать и скоро придет в негодность.