Posted 16 октября, 09:02

Published 16 октября, 09:02

Modified 16 октября, 09:11

Updated 16 октября, 09:11

Поддельные запчасти, паленые моторные масла: в Россию вернулись 90-е. Что делать?

16 октября 2024, 09:02
Две трети всех поставляемых в Россию моторных масел — подделка. В крупных автоцентрах работают «запчастисты», которые проверяют все поставляемые для ремонта детали. РФ накрыла волна контрафакта, паленого моторного масла и прочих атрибутов 90-х годов. Что делать владельцам машин?

Елена Петрова, Татьяна Свиридова

Автомобильная Россия под напором подделок и контрафакта

«Сейчас у нас на рынок пришло невероятное обилие контрафакта, барьер которому никто не может поставить. Контрафакт течет рекой, в том числе через границы. Не меньше шести литров моторного масла из десяти сегодня на рынке — это контрафакт».

В Совете Федерации, где с вышеприведенным заявлением выступил вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцэер, о наличии подделок и контрафакта знали, но размах нового вида «относительно честного отъема денег у населения» поразил даже сенаторов.

Интересная особенность нового витка мошенничества: запчасти подделывают в основном для российских машин, а масла — известных западных марок. С подделками нужно бороться, говорят эксперты. Но все ли контрафактные запчасти непригодны для ремонта машин и почему «Честный знак» вызывает так много вопросов?

Осторожно, подделка!

После 2022 года из РФ ушли все крупные производители моторных масел. Mobil, Shell, Castrol больше в нашей стране не работают, а их продукцию можно по-прежнему купить в магазинах. Эксперты предупреждают доверчивых автолюбителей: не гонитесь за дешевизной.

— По маслу у нас с российского рынка ушли все крупные игроки, кроме нескольких южнокорейских компаний. У них масло хорошее, без проблем можно его покупать, его никто не подделывает. А человек, который идет в магазин и покупает канистру MOBIL за 3,5 тысячи рублей, должен призадуматься, почему такая низкая цена? — предупреждает соотечественников вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко.

Как говорят специалисты, мошенники, не стесняясь, начали продавать поддельные масла по достаточно высокой цене. Проверить покупку можно, если отсканировать QR-код. Если он не приведет вас на завод в США или Канаде, то масло «левое».

Автомобильный инженер, владелец и основатель компании «Механика» Дмитрий Даньшов признает, что с уходом производителей масел в России наступил хаос. Подделки существуют. Их частично ввозят на территорию РФ, частично производят прямо здесь. Было много громких дел по закрытию компаний, занимающихся подделкой смазочных материалов, но такое отмечалось и раньше.

— У меня нет, к сожалению, рецепта от всех болезней. Я отдаю предпочтение европейским брендам второго эшелона, тем, которые никогда не были на первых позициях, но соответствовали требованиям и имели все необходимые допуски. Их сейчас можно приобрести, хотя ввозят их параллельным импортом. И в силу не самой большой узнаваемости брендов их неинтересно подделывать. Масло из Финляндии или Голландии можно спокойно покупать, — делится личным опытом Дмитрий Даньшов.

Есть российские производители масел, например калужского производителя. Если на сервисе вам предложили это масло, говорит Даньшов, то с высокой долей вероятности оно хорошего качества.

— Если говорить про известные бренды, я бы не покупал их просто в магазине. Продавец может не знать, что это за масло. Я бы остерегался покупать их и на маркетплейсах, потому что маркетплейс видит легальные документы, но откуда оно завезено и что там внутри, они реально не имеют возможности проверить. Прикладывают усилия, но они не ясновидящие, — говорит автомобильный инженер.

Контрафакт и подделка — в чем разница?

С запчастями ситуация не такая однозначная, как с маслами. В отличие от Америки, где контрафакта нет в силу того, что там другая юридическая ситуация, в РФ объявление качественной продукции контрафактом — это способ конкуренции. Контрафакт в России — это абсолютно качественный товар, произведенный самим поставщиком, проданный этим поставщиком за адекватную цену в какой-либо точке земного шара и ввезенный в РФ без персонального одобрения этого самого поставщика.

— То есть, например, Bosh произвел товар, но не разрешал этот товар ввозить в РФ. Тем не менее в российском законодательстве это называется «контрафакт». Эта странная юридическая конструкция является ограничением на свободу экономической деятельности, навязанной РФ более экономически сильными и лоббистски бессовестными юрисдикциями, — поднимает старую проблему Дмитрий Даньшов.

Контрафактные запчасти — это те же самые «бошевские» запчасти, купленные в Эмиратах или Китае на заводе, где Bosch их производит. У покупателей есть все необходимые документы, что они приобретены законным образом. Однако у производителя появляется возможность сначала продать свой товар где-нибудь в Аргентине, говорит Даньшов, а потом обязать российскую правоохранительную систему изъять его бесплатно.

— Это инструмент глобальной конкуренции — я продаю не всем на одинаковых условиях, кому-то продаю дороже и хочу контролировать весь мировой рынок. То есть продать вам петуха два раза. В Бразилии, Китае, Эмиратах получать с вас деньги, а другой раз в России или иной стране третьего мира отнять у вас товар, для того чтобы продать его повторно, — говорит владелец «Механики».

Подделка — это когда вы покупаете товар в коробке, где написано Bosch, а внутри находится что-то совсем другое. Впрочем, как говорят опрошенные «НИ» эксперты, больше всего подделок для отечественных автомобилей. На них это распространяется в значительной степени, потому что часть тех деятелей, которая производила имитации ВАЗовских, ГАЗовских, КамАЗовских запчастей, продолжает работать. Эта проблема есть, подтверждает Дмитрий Даньшов.

— С левыми запчастями — 3-5% подделок как было, так и есть. Подделывают запчасти на отечественные автомобили группы ГАЗ, МАЗ, грузовики, «Газель». Те, кто занимался подделками в «гаражах» в 90-е годы, никуда не делись и продолжают клепать подделки, — согласен с коллегой вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко.

Еще более сложная проблема с китайскими автомобилями, все больше и больше захватывающими российский авторынок. Там произвести подделки значительно сложнее, но попасть на некачественные запчасти можно очень серьезно. Все дело в том, что в других автомобильных странах поставщиков одних и тех же деталей для конвейера, как правило, два. У китайцев их может быть и 5, и 15.

— Каждый из них может утверждать, что является поставщиком конвейера и производит топовое качество, но по факту топовое качество из 15 поставщиков будет у трех или не будет ни у кого. Это достаточно непрозрачная история. Китайская культура не предполагает возможности сказать «нет». Если деталь стоит 10 долларов, а вы просите китайского продавца продать за 8 долларов, он согласится. Но это означает, что за 8 она будет из более дешевого материала с менее точной обработкой, — делится опытом общения с поставщиками из Поднебесной Дмитрий Даньшов.

Как автосервисы борются с подделками и что они советуют автолюбителям

Эксперты авторынка и автомобильных запчастей говорят, что 100%-ной гарантии того, что автолюбитель не нарвется на подделку, нет. Самое главное — найти сервис, не обязательно дилерский, в котором есть специалисты, способные отличить оригинальную запчасть от паленой. Даньшов предупреждает, что сделать это не так просто, поскольку внешнего осмотра бывает недостаточно:

— Даже в небольших городках все равно есть сервис, который работает пять и более лет, в котором человек обслуживается. Этот сервис у него вызывает доверие. В сервисе работает профессиональный «запчастист». У этого сервиса — проверенный круг поставщиков, с которыми они тоже не вчера начали работать. Вот таким образом человек может снизить вероятность получить неприятности.

Большие компании решают проблему оригинальных запчастей еще более кардинальным способом, говорит Александр Казаченко:

— Вы не поверите! У нас в Китае сидит свой человек и принимает товары. У нас в Дубае — отдельный человек, которому платятся деньги, у нас есть такой же агент в Польше, он все контролирует, а мы понимаем, откуда берем. Мы работаем с производителями без посредников, если идет речь о российских марках. А автомобилистам, чтобы себя обезопасить, надо обращаться в сертифицированные сервисы, и безопасность будет гораздо выше, чем в случае покупки в палатке на Кунцевском авторынке.

Защитит ли рынок от подделок «Честный знак»

Глава Минпромторга РФ Антон Алиханов хочет распространить систему маркировки «Честный знак» на автокомпоненты, если такую инициативу поддержат участники отрасли. Однако на рынке отношение к этому неоднозначное. Некоторые называют маркировку «волшебной наклеечкой с QR-кодом, позволяющей проследить происхождение товара».

— Это исключительно обогащение известной группы очень влиятельных людей. Но вынужден признать, что ко всему моему возмущению, хотя больную экономику и нагружают дополнительными расходами с исключительно меркантильными целями, косвенно эта программа, вынужден признать, возможно, по некоторым позициям подделок частично нас обезопасит.
Но никакой «Честный знак» не запретит заказывать запчасти в любом месте земного шара по самой дешманской цене, получать минимально возможное качество, буквально, чтобы за ворота выехать, ввезти их в РФ, получить «Честный знак» и все на свете. Тем не менее это будет хлам, оформленный по всем требованиям законодательства.

Александр Казаченко считает, что все дело в исполнении:

— У нас обычно через «одно место» исполняется. А если бы исполняли правильно и нормально… А цену это повышать не будет. Пять рублей это все стоит. В цене товара стоимость марки от 5 до 15 рублей.

Ситуация с поддельными запчастями и паленым моторным маслом угрожает не только ростом расходов на содержание машин в стране, но и безопасности на дорогах. Сами участники рынка на заседании в том же Совете Федерации говорят, что не видят выхода из сложившейся ситуации.

Закупка товаров за границей уже три года больше напоминает квест, и санкции не делают ее более прозрачной, скорее наоборот. Какими тропами, через какие препятствия запчасти на иномарки попадают в страну, знают только те, кто их ввозит. Проверка качества — это последнее, что волнует импортеров. Борьба с экономическими преступлениями, если это не прямое казнокрадство, органы внутренних дел также не интересует, раз паленые масла и запчасти десятилетиями не могут убрать с рынка.

Гражданам остается полагаться только на себя.

Подпишитесь