Алина Шувалова
Телефонные мошенники, убытки от которых, по данным экспертов, превышают 250 миллиардов рублей в год, изобретают все новые способы атак на россиян.
Главное их оружие — так называемая социальная инженерия, с помощью методик которой они заставляют потерпевших выполнять их требования и отдавать все свои сбережения.
Относительно новый способ телефонного мошенничества, манипуляцию якобы от имени директора предприятия, жулики попробовали на корреспонденте «Новых Известий».
Мошенники, используя мессенджер Telegram, создали клон аккаунта директора медиа и начали рассылать сотрудникам «указания» начать сотрудничать с «представителями ФСБ». Поддельный аккаунт отличался от подлинного только на одну букву, и работнику, который не общается ежедневно с директором, можно легко попасться на эту уловку и поверить, что ему пишет настоящий руководитель.
Ссылаясь на «секрет государственной важности», не подлежащий разглашению, первый жулик, скрывающийся под именем «капитана ФСБ Виктора Еременко», прислал фальшивую копию «приказа ФСБ» о якобы произошедшей в компании утечке персональных данных, на основании которой служба безопасности начала «расследование».
По версии афериста, «утечка» персональных данных привела к тому, что паспортные данные работников компании стали известны «недобросовестным сотрудникам банков», которые якобы стали массово оформлять на людей кредиты на крупные суммы.
Чтобы «отменить» якобы произошедшую мошенническую выдачу кредитов, получателями которых, по версии организаторов атаки, стали «граждане недружественных стран», аферист «из ФСБ» стал требовать от собеседников начать конфиденциально сотрудничать с «представителями Центробанка», офицерами ФСБ и «сотрудниками Росфинмониторинга».
Чтобы не дать собеседнику опомниться, аферист «из ФСБ», не прерывая начатого телефонного разговора, начал имитировать «переключение по закрытым каналам связи».
«Сейчас я переключу вас на сотрудника Росфинмониторинга», — предупредил «Виктор Еременко».
Он быстро передал трубку своей сообщнице — даме с легким украинским акцентом «Анастасии Соколовской», назвавшейся «младшим специалистом» отдела Росфинмониторинга.
«Чтобы отменить мошенничество, вы должны сообщить нам названия банков и суммы остатков на счетах с точностью до 5-10 тысяч рублей, чтобы мы могли оформить страховой лист в учреждениях, где вы обслуживаетесь», — начала требовать аферистка, скрывающаяся под личиной «сотрудницы Росфинмониторинга».
Для верности гражданка «Соколовская», называющая себя по ходу беседы то Анной, то Анастасией, передала трубку третьему подельнику — «старшему аналитику ЦБ РФ Виктору Громову».
Тот, в свою очередь, начал предлагать собеседнику экстренно пройти процедуру «перевыпуска основного счета», что якобы должно привести к «отмене мошенничества».
Не добившись желаемого, аферисты потеряли самообладание и начали переходить на крик. Поняв, что их обман раскрыт, злоумышленники предприняли попытку спешно замести следы. Они начали удалять следы переписки в мессенджере, якобы ведущейся от лица руководства компании.
Впрочем, все улики жуликов редакция «НИ» передала в правоохранительные органы. Там рассказали, что такого рода телефонное мошенничество набирает обороты, а его жертвами могут стать даже опытные люди.
Как сообщили в Росфинмониторинге, в последнее время россиянам поступает мощный поток звонков и электронных писем якобы от имени ведомства.
В этих сообщениях содержатся извещения о блокировке денежных средств и предложения снять ограничения за плату. Делается это под различными предлогами (оплатить штраф, пеню, комиссию, услугу по оформлению «справки о легализации» и др.).
«В этой связи обращаем внимание, что Росфинмониторинг не наделен полномочиями по наложению арестов на денежные средства и иное имущество граждан, взиманию обязательных платежей, не оказывает им платных услуг по оформлению юридически значимых документов, не рассылает подобных писем и не осуществляет подобных звонков», — предупредили в ведомстве.
Представители Росфинмониторинга рекомендовали гражданам, столкнувшимся с попытками подобных мошеннических действий, не выполнять предлагаемые аферистами команды и незамедлительно информировать о произошедшем правоохранительные органы.
Как сообщил «НИ» адвокат Дмитрий Рябиков, нередко усилия телефонных мошенников оказываются успешными, потому что преступники начинают запугивать своих жертв, действуют напористо и не дают им опомниться.
Аферисты запрещают жертвам разглашать «конфиденциальную информацию» даже самым близким родственникам.
Чтобы не стать жертвой злоумышленников, эксперт рекомендует незамедлительно обратиться к оператору связи и установить на телефон функцию запрета на прием всех входящих звонков от абонентов, не включенных в список одобренных контактов.
«Это хороший способ защиты», — пояснил юрист.
Он уточнил, что если звонок все же поступил и вы его приняли на телефоне или в мессенджере, то здесь нужно быть очень внимательными.
Если при общении с вами абонент, представляющийся сотрудником государственных или силовых структур, требует держать переговоры в строжайшей тайне даже от членов семьи, то необходимо задать ему важный «тестовый вопрос». Он звучит следующим образом:
«Хорошо, близким говорить нельзя. А адвокату я об этом сказать могу?»
Ответ на этот вопрос является хорошим индикатором на выявление аферистов. Поскольку у адвоката по закону есть доступ даже к гостайне, ни один сотрудник правоохранительных органов не может запретить человеку звонить адвокату.
«Как только вам говорят, что и адвокату звонить нельзя, это точно мошенники», — пояснил Дмитрий Рябиков.
По данным Центробанка, количество мошеннических атак на банковские счета россиян сегодня превышает 150 000 в день.
Под разными предлогами телефонные аферисты в разговорах или переписке выманивают у людей персональные данные, чтобы добраться до их кошельков.
При помощи вирусов преступники взламывают аккаунты на «Госуслугах» и вскрывают защиту в банковских онлайн-приложениях.
Если вы подозреваете, что злоумышленники уже похитили ваши данные и оформили на вас заочный кредит, необходимо через «Госуслуги» сделать запрос в Бюро кредитных историй (БКИ).
Если чужой кредит обнаружен, нужно написать заявление в полицию, и чем скорее — тем лучше.
Затем, получив в МВД копию талона-уведомления, надо обратиться с ним в банк или МФО, где, по данным БКИ, за вами числится долг.
Если кредит получили мошенники, банк имеет право аннулировать подозрительный договор. Если в банке вам откажут, вы имеете право обратиться в суд.
Почти все российские банки сегодня предоставляют своим клиентам дополнительную защиту от телефонных мошенников. Чтобы узнать, как защитить свои средства, клиенту банка надо либо лично прийти в отделение, либо воспользоваться официальным банковским приложением.