«Союз-5» опять не взлетел. Нужна ли России новая ракета?

2 октября, 18:04
У Роскосмоса снова не взлетело: первый пуск ракеты «Союз-5» перенесен на 2026 год. Но нужна ли вообще эта ракета?

Мария Соколова

Пока запуски фантастического Starship от компании SpaceX Илона Маска стопорит лишь бумажная волокита с получением разрешения, а новичок в космонавтике Джефф Безос готовится к пуску ракеты тяжелого класса New Shepard с возвращаемой первой ступенью и метановыми двигателями сразу с марсианскими аппаратами, Роскосмос в очередной раз срывает сроки подготовки новой ракеты.

Сегодня гендиректор РКЦ «Прогресс» Равиль Ахметов заявил, что первый пуск «Союза-5» откладывается на год.

— «Союз-5» находится на стадии разработки. Первый пуск совершить предполагается в 2026 году.

Хотели раньше, а получилось как всегда

Может быть, «Союз-5» — это сверхсовременная ракета, в которой применяют самые передовые технологии? Если так, то многократные срывы сроков понятны, Маск тоже ничего вовремя не делает.

В 2017 году гендиректор «Энергии» Владимир Солнцев заявлял, что летные испытания могут начаться раньше запланированного президентом срока.

— Президентом поставлена задача осуществить первый пуск в 2022 году, но я думаю, что летные испытания должны начаться раньше, чтобы к 2022 году мы уже имели летающую ракету-носитель.

Ни в 2022-м, ни в 2023-м ракета не полетела. В конце прошлого года на заседании совета главных конструкторов сообщили, что «Союз-5» должен полететь в конце 2024 года. В июне 2024-го от казахстанских партнеров («Союз-5» должен стартовать с космодрома Байконур в Казахстане) стало известно, что пуск назначен на 2025-й. А теперь его сдвинули на 2026 год. Итого задержка минимум 4 года от первоначальных обещаний.

Откуда взялся проект ракеты «Союз-5»

Работы по новой ракете начались еще в 2016 году — тогда этот проект назывался «Феникс». То есть 8 лет назад. «Феникс» сменил закрытый из-за недостатка финансирования и так и нереализованный проект ракеты «Русь-М».

«Союз-5» должен был стать более дешевой альтернативой, поскольку является модернизацией ракеты-носителя «Зенит-2», которую ранее выпускало украинское КБ «Южное».

«Зенит-2», конечно, новее, чем хорошо знакомые всем «Союзы», но тоже далеко не новинка. КБ «Южное» в Днепропетровске получило задание на разработку ракеты-носителя среднего класса еще в 1974 году, а в 1976-м было принято решение унифицировать первую ступень с боковыми блоками «Энергии», которая выводила в космос «Буран». Так и вышло: технически «Зенит-2» — это боковушки «Энергии». Первый полет был совершен почти 40 лет назад — в 1985 году.

Теперь ракету 40-летней давности пытаются модернизировать, причем малой кровью, поскольку на первой ступени «Зенита» и так устанавливался отечественный двигатель РД-171М от «Энергомаша».

«Союз-5» должен стать толще и длиннее, но первая ступень по-прежнему использует вариацию того же двигателя: РД-171МВ отличается импортозамещенной системой управления, дополнительной защитой от возгорания и переводом бумажных чертежей в цифровой формат, а на второй ступени вместо украинских двигателей поставят отечественные РД-0124М. Это двигатель был разработан в 1993 году и уже много лет работает в составе третьей ступени ракеты «Союз-2.1б».

Все эти изменения должны увеличить грузоподъемность на низкую орбиту с 14 до 17 тонн, но ничего принципиально нового в этой ракете не видно. Двигатели старые, топливо — привычный керосин, про новые материалы корпуса ничего не говорят, о возврате первой ступени для многоразового использования речи нет.

Зачем нужен «Союз-5»

Дмитрий Рогозин, еще будучи главой Роскосмоса, говорил, что «Союз-5» нужен для того, чтобы отвоевать заметное место на рынке пусковых услуг. В целом идея логичная: разработка ракеты не должна быть долгой и дорогой, поскольку использует прежние наработки, запускать ракету должны с космодрома Байконур со стартовой площадки для «Зенитов». А оплатить модернизацию космодрома (314 млн долларов) должен Казахстан.

К тому же «Союз-5», как и «Зениты», в теории можно запускать с плавучей платформы «Морской старт». Запуск из океана вблизи экватора повышает эффективность и открывает доступ к новым орбитам.

«Союз-5» со своей грузоподъемностью в 17 тонн закрывает свободную нишу между «Союзом-2.1б» (8,7 тонны при запуске с Восточного) и «Ангарой-А5» (24,5 тонны). Теоретически эту нишу могла занять «Ангара-А3» — тогда бы производство блоков этой ракеты приблизилось бы к серийному, что благоприятно сказалось бы на цене, но и этот проект закрыли. Кстати, Falcon 9 от SpaceX в варианте с возвратом первой ступени имеет похожую грузоподъемность — 17,4 тонны.

В 2016 году российская компания S7 выкупила у международного консорциума Sea Launch Company (в состав входили Boeing, НПО «Энергия» и КБ «Южмаш») судно Sea Launch Commander, стартовую платформу Odyssey и наземное оборудование из порта Лонг-Бич в США за 6,28 млрд рублей.

В 2020 году всю технику перевезли в дальневосточный порт Славянка, но с тех пор проект находится в замороженном состоянии. Оказалось, что создание береговой инфраструктуры и модернизация плавучей платформы — очень дорогое удовольствие. Еще в 2021 году эти работы оценивали в 37-47 млрд рублей.

Да и с коммерческими пусками сейчас, мягко говоря, не все гладко. С начала года Роскосмос совершил 11 космических пусков, вывел на орбиту 33 спутника и отправил 5 космических кораблей к МКС. Из них был только один иностранный спутник — иранский Pars-1, занимающийся фотосъемкой Земли. 20 аппаратов из этих 33 — это микроспутники от компании «Спутникс» (все-таки существует частная космонавтика в России) для трекинга судов в морском пространстве, еще один — микроспутник массой 20 кг «Зоркий-2М» от того же «Спутникса».

Один «Союз» с легкостью взял на борт 17 микроспутников, гидрометеорологический «Метеор-М» и иранский Pars-1. Что сейчас планируется запускать на «Союзе-5» — неизвестно. Военные скорее будут использовать «Ангару» на своем собственном космодроме Плесецк, иностранных заказчиков нет, отечественных частных заказчиков с крупными аппаратами тоже нет.

Разве что сам Роскосмос будет заказывать пуски спутников связи или метеорологических спутников. Но пока с этим справляются уже имеющиеся ракеты — развитие техники ведет к снижению массы и габаритов спутников. Ракету, может быть, и создадут, но много работы для нее пока не предвидится.

#Союз #Равиль Ахметов #Роскосмос #Космонавтика #Отечественный космос #Аналитика #Илон Маск #Ракета #Мария Соколова #Россия #Российская космонавтика #Российский космос #Пуск ракет #Союз-5 #Отечественная космонавтика #Космос #Джеф Безос #Дмитрий Рогозин
Подпишитесь