Posted 26 сентября, 11:57
Published 26 сентября, 11:57
Modified 26 сентября, 18:01
Updated 26 сентября, 18:01
Татьяна Свиридова, Елена Петрова
Экономические санкции Запада против российской энергетики становятся препятствием для развития газовой отрасли. Самый крупный независимый производитель газа «Новатэк» объявил о заморозке новых проектов «Мурманск СПГ» и «Обский СПГ». В отличие от трубопроводного газа, поставки СПГ в Европу ограничены только одним заводом — «Ямал СПГ».
«Арктик СПГ — 2» полностью переориентирован на Китай. Какие перспективы у «Новатэка» есть в Азии, «НИ» обсудили с главным директором по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексеем Громовым.
— Если верить западной прессе, СПГ, произведенный «Новатэком», теперь никому не нужен. Так ли это?
— Если мы рассматриваем ситуацию с заказами на производимый «Новатэком» СПГ уже сейчас, я имею в виду проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ — 2», который с августа осуществляет отправки, то на этот СПГ спрос есть. Если говорить про «Ямал СПГ», то 75% спроса реализуется в Европе, остальные поставки идут в Китай.
«Арктик СПГ — 2» полностью ориентирован на китайский рынок. До конца года мы ожидаем, что с «Арктик СПГ — 2» где-то миллион тонн СПГ уйдет из запланированных шести миллионов.
— Индия не рассматривалась в качестве покупателя?
— На этот момент нет. Она рассматривалась на перспективу.
Новые мощности, которые планировалось вводить компанией Новатэк, имеется в виду вторая и третья очереди «Арктик СПГ — 2», будущий «Мурманский СПГ», они, конечно, рассматривались с прицелом на новые рынки, в частности на индийский рынок.
Можно предположить, что в перспективе, если Европа откажется от российского СПГ, то Индия также рассматривалась как перспективное направление.
Но мы прекрасно понимаем, что в течение ближайших двух лет это для нас некритично, так как вряд ли до 2026–2027 года Европа примет решение об отказе от российского СПГ, так как новые мощности — и катарские, и американские — появятся как раз через пару лет, поэтому два года у нас есть.
— Однако индийские чиновники говорят, что не будут работать с подсанкционным газом.
— Политическое заявление руководства Индии сделано «здесь и сейчас». Ситуация в мире очень быстро меняется. Мы помним 2023 год, когда Индия вообще не присутствовала в числе покупателей российской нефти и буквально за несколько месяцев стала вторым ее покупателем после Китая.
Я бы не предавал пока значения данным заявлениям индийской стороны именно в долгосрочном периоде.
Все может поменяться, равно как и планы «Новатэка» по дальнейшему расширению своей деятельности, потому что пока мы видим, что «Новатэк» трезво оценивает ситуацию на рынке и сосредотачивает свои финансовые, организационные и логистические возможности на успешном и эффективном функционировании уже действующих проектов, без распыления ресурсов на будущие проекты, понимая, что они столкнутся с серьезным санкционным давлением.
Более того, я тоже прекрасно понимаю, почему Индия на уровне заявлений не желает покупать российский СПГ. Это связано с тем, что они опасаются вторичных санкций со стороны США. Думаю, что пока эта позиция индусов не является критической для бизнеса «Новатэка» в той конфигурации, в которой он работает в России.
— За счет чего «Новатэк» будет увеличивать продажи? Кому продавать?
— Надо понимать, что у «Новатэка» есть контракты на поставку СПГ с «Арктик СПГ — 2» китайским партнерам. Мы сейчас поставляем меньше газа, чем законтрактовано китайцами на долгосрочную перспективу. Это основной рельеф для гарантированного сбыта СПГ компанией «Новатэк».
Контракты с «Ямал СПГ» также выполняются. Если с августа начались регулярные поставки с «Арктик СПГ — 2», это означает, что компания тестирует возможности продажи своего газа китайским потребителям даже в условиях санкционного давления. Да, там присутствует значительный ценовой дисконт.
— Насколько российские скидки больше австралийских и катарских?
— Они точно больше. Полной информацией мы не обладаем. Информация непубличная. «Новатэк» сейчас крайне закрылся от предоставления такого рода информации вообще, в силу того что компания попала под санкции.
Соответствующей таможенной статистики стран, которые покупают российский СПГ, пока не появилось. Первые отгрузки с «Арктик СПГ — 2» случились в августе, это означает, что статистика появится в октябре–ноябре и мы сможем понять, какая реальная скидка была предоставлена китайским покупателям «Новатэком».
Можно предположить, что она существенно больше скидок, предоставляемых Катаром и Австралией, потому что в противном случае китайские покупатели не решились бы на такой риск — работать с подсанкционным проектом. Раз они с ним работают, значит, получают с этого хорошие денежные дивиденды в виде большой скидки.
— Как говорит сам «Новатэк», проблема газовозов в компании остается нерешенной и даже от теневого флота решено отказаться. На чем тогда компания будет перевозить СПГ, если все «белые» танкеры автоматически попадут под санкции?
— Официальное опровержение не означает, что теневого флота не существует. Давайте спросим у Игоря Ивановича (Сечина. — «НИ»), пользуется ли «Роснефть» услугами теневого флота. Игорь Иванович скажет, что, конечно, не пользуется. Это совершенно не означает, что так есть на самом деле.
Очевидно, что российская газовая отрасль в лице «Новатэка» активно пользуется опытом нефтянки.
Активность в сфере покупки судов-газовозов на вторичном рынке, которая была отмечена зарубежными аналитическими агентствами весной и летом этого года, особенно летом, очень показательна. Если мы проанализируем страны, которые экспортируют СПГ, мы понимаем, что основным интересантом может быть только Россия. Ни одна из стран, которые попали под санкции, кроме России, Венесуэлы, Ирана, не экспортируют СПГ и поэтому не заинтересованы в услугах теневого флота.
Другие страны экспортируют СПГ в совершенно легальном поле. Зачем им использовать опыт сделок с использованием флота теневых судов-газовозов? Поэтому очевидно, что раз факт появления теневых судов-газовозов появился, то это, конечно, связано с РФ. Это бесспорная истина, с этим невозможно спорить.
— Какие суда покупаются в первую очередь?
— Те суда-газовозы, которые удалось приобрести на вторичном рынке, которые мы используем в первую очередь для обеспечения поставок СПГ, производимого на проекте «Арктик СПГ — 2», это суда неледового класса. Это очень важный момент.
Купленные танкеры мы можем использовать только в западном направлении, в направлении незамерзающих северных морей. И это тоже объяснимо. Если бы были газовозы ледового класса, мы бы их тоже с удовольствием взяли. Но, к сожалению, этого нет. Поэтому для нас это является ограничением.
У нас очень мало альтернатив, где мы можем найти суда ледового класса, для того чтобы обеспечивать круглогодичный экспорт природного газа с проекта «Арктик СПГ — 2», если рассматривать восточную часть Северного морского пути, где такие суда и востребованы.
Мы уповаем на то, что нам поможет судоверфь «Звезда», где эти проекты заложены, строительство газовозов ледового класса. Возможно, будут дополнительные усилия по переговорам по строительству подобных судов с Китаем. Пока там особых успехов нет. Там тоже есть свои ограничения.
— К вопросу о «Звезде»: почему верфть не может производить столько и таких газовозов, которые нужны отрасли?
— Многие журналисты не понимают. Спрашивают, как же так, на «Звезде» есть планы по строительству судов для «Новатэка», и эти планы в текущих условиях не исполняются, сроки их реализации сдвигаются. Этому есть объяснение. Сама судоверфь «Звезда» находится под санкциями. Это во-первых.
Во-вторых, мы не должны забывать, что на судоверфи важно не только построить корпус. Необходима соответствующая технологическая начинка. Эта технологическая начинка для газовозов в основном импортная.
Сейчас судоверфи «Звезда» получить эту «начинку» для строительства газовозов от зарубежных контрагентов не удается. Нужно искать альтернативных поставщиков из Китая или ждать, когда российские машиностроители смогут построить аналогичные модули. Это существенный риск и затягивание реализации запланированных ранее СПГ-проектов.
Главный вывод такой: российская СПГ-стратегия будет существенно скорректирована, с учетом того санкционного давления, которое испытывает отрасль с ноября 2023 года, и, думаю, реальные объемы увеличения СПГ в России будут существенно меньше тех планов, о которых еще недавно говорилось с больших трибун.
— Как вы видите перспективы российского экспорта СПГ?
— В той перспективе, о которой мы говорим, ближайшие два-три года, у «Новатэка» есть покупатели, есть неиспользованные контрактные обязательства, которые из-за форс-мажора не выполняются перед китайцами, я не вижу проблем. Сбыт российского СПГ будет.
Другое дело, что будет ближе к 2030 году. Но это вопрос, над которым компания должна работать. Спрос на СПГ в Южной и Юго-Восточной Азии имеется. В будущем он будет нарастать.
Безусловно, это вопрос конкуренции с другими проектами в этой сфере. И Катар, и США тоже собираются активно расширять свой бизнес. Вопрос в том, насколько РФ будет активна в противодействии санкциям, которые были введены. Индия отказалась от российского СПГ из-за опасений вторичных санкций. Я уверен, что другие страны тоже опасаются, те, которые еще не покупают российский СПГ. Это задача, которую предстоит решать.