Posted 6 августа, 10:50
Published 6 августа, 10:50
Modified 6 августа, 11:31
Updated 6 августа, 11:31
Елена Петрова
У причала завода по сжижению природного газа «Арктик СПГ — 2» был замечен танкер. Об этом сообщило специализирующееся на морских перевозках издание gCaptain и показало спутниковые снимки, сделанные 1 августа. На них видно судно длиной 280 метров. По размеру танкер соответствует судам, перевозящим LNG.
Помимо этого, на установке первой очереди «АСПГ-2» начали сжигание газа. В предыдущие месяцы никакой активности здесь не наблюдалось.
Уже и Bloomberg поспешил сообщить, что на «Арктик СПГ — 2» началась отгрузка.
Слухи о новом проекте нефтегазовых компаний курсировали довольно давно. «НИ» рассказывали о планах газовиков по созданию независимого флота по аналогии с нефтяными «серыми» и «черными» танкерами. Однако цвет нового российского флота ближе к черному, чем к серому.
«СПГ-танкер, который пришвартован к российскому газовому объекту, находящемуся под санкциями, не имеет известного страховщика, управляется малоизвестной индийской компанией и притворяется, что находится где-то в другом месте», — пишет портал gCaptain.
Опознал газовоз владелец компании TankerTrackers.com. Речь идет о газовозе LNGC Pioneer. Этот танкер хорошо известен.
По информации vesselfinder.com, судно было построено в 2005 году. Таким образом, сбываются тяжелые предчувствия скандинавских властей — российские компании скупают танкеры, которым более 15 лет. В данном случае речь идет о более старом газовозе, который ходит в море уже 19 лет.
Транспондер на танкере дает заведомо неправильную информацию о своем местоположении. В день загрузки с судна передавали координаты, удаленные от Обской губы, где расположен «Арктик СПГ — 2», на 800 морских миль, или 1300 км.
«Известный прием по фальсификации реальных координат, что является классической отличительной чертой теневого флота», — цитирует иностранное издание телеграм-канал «Нефтегазовый мир».
Последний раз танкер подавал сигналы из испанского порта Альхесирас, где находится один из самых больших европейских терминалов СПГ. Сейчас LNGC Pioneer уже снова в море.
Еще один отличительный признак теневого флота — принадлежность судна. LNGC Pioneer ходит под флагом Палау и принадлежит никому не известной индийской компании.
Недалеко от российских вод в Арктике находятся и другие суда, перевозящие СПГ. Были замечены LNG Dubhe и SCF La Perouse. La Perouse — новый танкер, построенный в 2020 году.
По мнению экспертов, он может использоваться для перегрузки СПГ с танкера на танкер по примеру нефтяного теневого флота. Наличие судов новой постройки может говорить о том, что «Новатэк» пытается избежать «проблемы датских проливов» и не дать властям Дании повода остановить судно по причине того, что оно представляет экологическую опасность для Балтики.
У «Новатэка» Леонида Михельсона есть еще одна проблема, которой у российских нефтяных компаний нет. Нефть из РФ не санкционирована. Ее можно продавать. Да, есть потолок в 60 долларов за баррель, но отследить, какой груз на танкере, сложно, поскольку владельцы танкеров научились обходить ограничения. Например, часто нефть с нескольких танкеров сгружается на один, и тогда понять, каково ее происхождение, трудно.
Напротив, «Арктик СПГ — 2» — проект под американскими санкциями, и неважно, сколько стоит произведенный там СПГ. Весь груз от первого до последнего доллара — санкционный. Все, кто будет перевозить, перегружать и покупать СПГ, рискуют попасть под прицел юстиции США.
Весной всплеск производства на АСПГ-2 наблюдался только в апреле, далее объемы резко снизились. Завод фактически встал. Если отгрузки будут регулярными, объемы должны начать расти. Если производство не достигнет хотя бы 30% запланированной мощности, то поставки с него экономического смысла иметь не будут. В пересчете на танкеры как минимум два раза в месяц мы будем наблюдать отгрузку СПГ.
Эксперт Александр Собко предположил, что в «Новатэке» решили миксовать СПГ, «не отходя от кассы». Завод СПГ «Ямал» находится в 70 км от АСПГ, и грузить газ сначала там, а потом и на «Арктик СПГ — 2» — не большая проблема:
«Рост на „Ямале“ может свидетельствовать о скрытых отгрузках с АСПГ-2. Но увеличение на „Ямале“ все же не очень большое, учитывая что в прошлом году на „Ямал СПГ“ летом были ремонтные работы, а в этом году они не нужны — на этом разница. Посмотрим, что будет дальше».
Все косвенные признаки говорят о том, что «Новатэк» строит свой теневой флот по черным схемам. Он собирается продавать подсанкционный СПГ и перевозить его на танкерах без страховок и транспондеров, перегружая СПГ в море. Вовлечение чистой продукции «Ямал СПГ» неизбежно приближает санкции и для этого проекта, но на такие риски владельцы «Новатэка» и государство в лице «Газпрома» готовы, по всей видимости, идти.
Остается подождать, и мы узнаем, куда Леонид Михельсон будет продавать свой СПГ. Пока главный рынок «Новатэка» — Европа. На старом континенте уже давно готовятся к жизни без российского СПГ. Пока США стали больше поставлять в Азию, но, как только цены здесь повысятся, американские власти вспомнят про санкции против «Новатэка», а их поставщики будут выдавливать российский газ и в этом сегменте.
Опубликованный ранее отчет «Новатэка» о чистых убытках в размере 139 миллиардов рублей за первую половину 2024 года говорит о том, что лишних денег в компании нет. Инвестиции в «Арктик СПГ — 2» отправили независимого производителя газа по пути «Газпрома», которому предрекают в этом году фантастический отрицательный результат в 1 триллион рублей убытка. Какими бы старыми ни были танкеры, они стоят денег. Также дорожает серая инфраструктура. Дохода от совместного с «Газпромом» «Ямала СПГ» на абсолютно новую, не заложенную в плане транспортную инфраструктуру не хватит. Отдельной отчетности нет ни по «Арктик СПГ — 2», ни по «Ямалу СПГ». Известно только, что объемы производства на «Ямале» растут.
«Окажется неудивительным, если финансирование этого серого флота будет осуществляться за счет поставок с АСПГ-2», — пишет телеграм-канал «Энергия вокруг нас».
Поскольку капитализация «Новатэка» сократилась в полтора раза, фондовый рынок РФ видит немало сложностей в осуществлении глобального проекта по созданию теневого флота и много проблем по диверсификации рынков сбыта российского газа. В отличие от нефтянки, газовым компаниям поворот на Восток дается сложнее.