Игорь Злобин
Во вторник, 17 сентября, многие мировые СМИ и социальные сети сообщили о прогнозе медиков, опубликованном в ведущем научном журнале Lancet. Ученые изучили в 204 странах мира данные по смертности, связанной с устойчивостью, которую выработали различные бактерии к лекарственным препаратам.
Вывод медиков неутешительный: супербактерии станут причиной смерти более 39 миллионов человек к 2050 году. Это будут главным образом люди пожилого возраста. В то время как смертность от этого фактора у маленьких детей снижается благодаря вакцинации и гигиеническим мерам.
Особенно сильно устойчивость к противомикробным препаратам (УПП) отразится на людях старше 70 лет — смертность у них вырастет на 146%. Для них вакцинация зачастую оказывается менее эффективной, так как с возрастом иммунная система ослабевает.
Как поясняет доктор Томислав Мештрович, активное распространение супербактерий по-своему отражает процесс быстрого старения населения Земли, при этом пожилые люди более уязвимы к инфекции:
«Примерно три четверти таких инфекций связаны с внутрибольничными. Быстро стареющее население требует и значительно большего больничного ухода».
Тут-то и проявляются хронические заболевания, такие как диабет и болезни сердца, которых у пожилых людей в избытке:
«Например, вы устанавливаете внутривенную капельницу, она инфицируется, в кровь попадают бактерии, которые, скорее всего, будут более устойчивыми к антибиотикам».
Ежегодная жертва, приносимая человечеством УПП, составляет, по данным ученых, 1,91 миллиона человек. Но это только прямой ущерб, а от причин, так или иначе связанных с УПП, будет умирать намного больше людей — 8,2 миллиона в год.
Один из авторов исследования профессор Стейн Фолльсет тоже считает, что человечество стоит на пороге очередной глобальной проблемы:
«Наши исследования показывают, что к 2050 году „супербактерии“ могут быть причиной восьми миллионов смертей ежегодно. Чтобы избежать этого сценария, нам необходимо срочно разработать новые стратегии по предотвращению инфекций».
Давно известно, что при росте устойчивости различные болезнетворные бактерии эволюционируют таким образом, что лекарства, которые обычно используются для борьбы с ними, перестают действовать. В итоге появляются супербактерии AMR, не подверженные лечению антибиотиками. Ученые уже давно предрекают, что одна из таких супербактерий может стать причиной пандемии, как это было с коронавирусом.
Исследователи также считают, что миллионов смертей вполне можно было бы избежать за счет более эффективной профилактики инфекционных заболеваний и улучшения доступа к здравоохранению, а также создания новых антибиотиков.
Ожидается, что эта угроза станет одной из главных тем для обсуждения во время Генеральной ассамблеи ООН, которая состоится в конце сентября в Нью-Йорке. На нее съедутся лидеры практически всех стран мира.
Эта тема была в центре внимания Ассамблеи ООН еще 10 лет назад, в 2014 году. Именно тогда ВОЗ в своем докладе назначила супербактерии одной из глобальных мировых угроз, которая отразится в том числе и на мировой экономике.
Один из крупнейших инвестиционных банков мира Goldman Sachs Group в своем докладе сделал неутешительный прогноз: если не принять мер для предотвращения распространения супербактерий, к 2050 году экономический ущерб от УПП составит 100 триллионов долларов.
В этой связи многие вспоминают, что эра антибиотиков началась с открытия англичанином Александром Флемингом 95 лет назад, в 1929 году, пенициллина. Увы, с тех пор антибиотики настолько бесконтрольно, а часто и неоправданно применяли, что теперь этой эре предрекают закат.
Ученые утверждают, что именно множественная устойчивость супербактерий выделяет их из привычных резистентных штаммов, устойчивых, как правило, лишь к одному или же к нескольким препаратам одного класса.
Тем и опасны супербактерии, что против них человечество безоружно, ни один препарат не поможет их уничтожить. Это напоминает ситуацию, царившую в мире до открытия Флеминга, когда приходилось уповать только на иммунитет пациента. К примеру, в эпоху до антибиотиков смертность от воспаления легких составляла 12-15%: то есть умирал каждый шестой заболевший. Зато люди, перенесшие пневмонию, приобретали к ней такой иммунитет, что больше эта болезнь серьезными осложнениями им не грозила.
После открытия антибиотиков началась настоящая анархия: не помогает один — попробуем другой и так далее… Так постепенно и появились бактерии, резистентные сразу к нескольким непохожим по химическому составу антибиотикам.
Ситуацию усугубило и то, что за последние 30 лет никаких новых классов антибиотиков открыть не удалось, а значит, их спектр сужается, тогда как число супербактерий только растет.
Кстати, в этом им «помогают» и домашние животные. В исследовании ученых, опубликованном в журнале PNAS, было подсчитано, что во всем мире в корма животным добавляются более 60 тысяч тонн антибиотиков и с каждым годом все больше. Ожидается, что это число удвоится к 2030-му в таких странах с развитым животноводством, как Бразилия, Индия, Китай, Россия и ЮАР. А это значит, что снизится и резистентность организма к супербактериям у людей, употребляющих эту продукцию в пищу.
Самое же печальное заключается в том, что микробы, как в свое время и COVID-19, не знают, что такое государственные границы, и это снова обернется общемировой проблемой, которую решать нужно уже сейчас. К примеру, создавая новые антибиотики, утверждают эксперты, следует сразу же вводить ограничения на их продажу и использование. И пропагандировать эту информацию нужно как можно шире.
Понятно, что наибольший ущерб супербактерии нанесут жителям стран третьего мира, но не пощадят они и другие регионы планеты.
Так, по официальным оценкам, очень тревожной является ситуация с туберкулезом. Его возбудители, выработавшие устойчивость сразу к нескольким антибиотикам, циркулируют, по данным ВОЗ, в 105 странах мира, и в том числе в России, причем наша страна занимает одно из лидирующих мест в этой печальной статистике.
На подходе и другая напасть — активное распространение гипервирулентной клебсиеллы (Klebsiella pneumoniae), о которой предупредила ВОЗ. Эта супербактерия вызывает не только пневмонию, но и заболевания мочевыводящих путей, менингит и другие. Клебсиеллы выделяли даже в составе микробной флоры новорожденных.
Она, как и другие виды кишечных палочек, встречается в человеческих фекалиях, воде, почве, на овощах и фруктах. Клебсиелла размножается в бескислотной среде и гибнет только во время кипячения в течение 20-30 минут.
Эта супербактерия опасна не только для людей с ослабленным иммунитетом, но и с нормальным. Бактерию уже обнаружили на разных континентах, в том числе в таких дружественных РФ странах, как Индия и Китай. Российские урологи уже объявили ее глобальной угрозой.
Есть ли будущее у антибиотиков или они сдадутся на милость супербактерий? В интервью сетевому изданию Pravda.Ru российский пульмонолог, доктор медицинских наук Александр Карабиненко заявил, что антибиотиками люди будут пользоваться еще лет 100. Но только в том случае, если обеспечат хороший контроль при их назначении. По его мнению, в этом процессе, кроме врача, принимать участие должен и клинический фармаколог — тогда лечение будет эффективным:
«А у нас ведь что? Была раньше, до недавнего времени, до ковидного времени, свободная продажа антибиотиков. Эти антибиотики на любой чих применяли. Причем люди совершенно безграмотные в фармацевтике. Мы достигли того, что антибиотикорезистентность высокая».
То, что многие бактерии мутировали и приобрели устойчивость, по мнению медика, не означает того, что антибиотики нужно списывать со счетов:
«Можно лечить, только обдуманно. Само по себе явление болезни подстегивает иммунитет, и он заставляет организм бороться».
И только когда иммунитет уже не помогает, требуется госпитализация.
Минздрав России, разумеется, не остался в стороне от проблемы, разработав национальную стратегию по борьбе с антибиотикорезистентными штаммами. К примеру, ведомство исключило из схемы лечения ОРВИ антибиотики, с тем чтобы снизить у бактерий развитие устойчивости к ним.
По рекомендациям ВОЗ, при выработке глобальной стратегии следует учесть, что тяжелых последствий при использовании антибиотиков можно избежать лишь в случае, если их назначает врач, а пациент полностью соблюдает предписанный режим.
Нельзя допускать также передачи антибиотиков другим лицам и использование остатков прописанных препаратов. Этому должны противодействовать и сами медики, и фармацевты. Назначение и отпуск антибиотиков необходимо производить исключительно в случае, если они действительно нужны для лечения конкретного заболевания.
Особое внимание в стратегии уделяется укреплению системы профилактики инфекций и борьбы с ней. Директивные органы призваны укрепить систему отслеживания устойчивости и лабораторных возможностей. На них также ложится задача регулировать и поощрять надлежащее использование лекарственных препаратов, а также опыты по разработке новых средств.