Мария Соколова
В конце августа случилось неприятное событие — первая ступень ракеты Falcon 9 при посадке на плавучую платформу A Shortfall of Gravitas («Дефицит авторитета») опрокинулась и взорвалась. В SpaceX этот инцидент важным не посчитали, но Федеральное управление гражданской авиации США приняло решение приостановить полеты Falcon 9 до выяснения обстоятельств.
И вот состоялся первый после вынужденной паузы полет — Falcon 9 вывел на орбиту корабль Crew Dragon в рамках частной миссии Polaris Dawn. 4 человека, среди которых нет ни одного профессионального космонавта, отправились в полет на 5 дней и совершат выход в открытый космос. Корабль уже достиг высоты в 1400 км над Землей. Так высоко люди не поднимались вот уже 52 года — со времен американской лунной программы. Та же МКС летает ниже — порядка 400 км над поверхностью Земли.
Этот старт еще сильнее укрепил позиции ракеты Falcon 9 в пантеоне космической славы. Разбираем, почему Falcon 9 — лучшая ракета за всю историю космонавтики.
SpaceX Илона Маска создала не самую грузоподъемную ракету. Falcon 9 может вывести на низкую опорную орбиту (НОО) максимум 22,8 тонны груза в одноразовом варианте — у первой ступени не останется топлива на возврат на Землю. Советская «Энергия», должна была вывозить на НОО 100 тонн груза, а американский Saturn V, который использовали в лунной программе, — 141 тонну.
Falcon 9 еще и не самая дешевая ракета. Американо-новозеландская компания Rocket Lab всего лишь за 90 млн долларов разработала в 2017 году многоразовую ракету Electron, большинство элементов которой печатают на 3D-принтере. Такой подход позволил снизить среднюю стоимость пуска до 7,5 млн уже к 2022 году. А цель компании — обеспечить пуски за 5,7 млн долларов.
Двигатели Merlin, которые используются на Falcon 9, не самые мощные и эффективные. К примеру, российский РД-191, устанавливаемый на «Ангару», имеет показатели экономичности (удельный импульс) на 9% лучше.
С какой стороны ни посмотри, Falcon 9 по техническим характеристикам не является самой-самой ракетой в мире. Но все равно можно утверждать, что она лучшая за всю историю космонавтики.
Раньше, во времена холодной войны, и США, и СССР могли себе позволить реализацию колоссальных проектов, не считаясь с расходами. Главное — перегнать другую страну. Теперь самое важное — создать коммерчески успешный продукт. Сотрудники космических компаний должны быть не просто гениальными инженерами, но и талантливыми маркетологами. И в этом деле SpaceX не знает равных.
Инженеры создали первую в мире многоразовую ракету-носитель. Falcon 9 способна с минимальным обслуживанием летать десятки раз: взорвавшаяся в конце августа первая ступень совершала свой 23-й полет — это рекорд! Но многоразовость не самоцель. Она обеспечивает низкую себестоимость запусков.
По оценкам экспертов, себестоимость запуска этой ракеты с учетом всех расходов, включая подготовку, испытания, оплату услуг стартовой площадки и т. д., составляет порядка 28 млн долларов. С учетом того что Маск продает пуски заказчикам по 67 млн долларов, это хороший бизнес! Это похоже на правду, по крайней мере, инвесторы верят в финансовый успех SpaceX: сейчас она оценивается в 210 млрд долларов. В мире есть только одна более дорогая компания — это разработчик TikTok китайская Bytedance.
Сколько стоит российская «Ангара А5» — неизвестно. Генконструктор конструкторского бюро (КБ) «Салют» Сергей Кузнецов пояснил, что пока еще в этом вопросе слишком много неопределенности.
— Цена запуска зависит от многих факторов. Например, от серийности изготовления составных частей, возможности повторного использования возвращаемых ступеней, логистических цепочек по обеспечению пусков и еще от целого ряда других составляющих.
Однако в 2020 году Кузнецов оценивал стоимость запуска «Ангары-А5» примерно в 100 млн долларов. Само производство ракеты в 2020-м обходилось в 7 млрд рублей. С учетом инфляции сейчас это уже 9,8 млрд рублей, или 108 млн долларов по текущему курсу. А ведь еще надо ее доставить на космодром, обслужить, заправить, запустить — эти расходы могут кратно увеличить итоговую стоимость. И про наценку, чтобы получить прибыль, нельзя забывать.
Илон Маск не стесняется на каждом коммерческом пуске Falcon 9 зарабатывать десятки миллионов долларов, но клиентов все устраивает. Они получают возможность вывести на НОО грузы по 3850 долларов за 1 кг (Electron хоть и намного дешевле, но он очень слабый — там стоимость отправки 1 кг обходится примерно в 30 тыс. долларов).
К тому же сейчас Falcon 9 летает в среднем раз в 3 дня, а в 2025 году должна летать примерно раз в 2 дня. Заказчики могут заказать индивидуальный пуск, если нужно отправить в космос что-то тяжелое (например, грузовик Dragon на МКС или большой геостационарный спутник) или небольшие спутники в качестве попутной нагрузки. В любом случае им не придется долго ждать.
Также заказчиков подкупает надежность ракеты. С 2010 года SpaceX совершила уже 367 пусков Falcon 9. За все это время только 4 раза компания Илона Маска не смогла вывести спутники на заданную орбиту из-за аварий. 99% успешных запусков! И стоит учитывать, что три аварии случились на начальном этапе развития. С 2020 года вероятность аварии составляет всего лишь 0,345%.
Роскосмос гордится надежностью ракет семейства «Союз-2», но статистика не в их пользу. С 2004 года было совершено 178 пусков, и пять раз заказчик не получил спутник на нужной орбите. Вероятность того, что что-то пойдет не по плану, составляет 2,8% — в 8 с лишним раз больше, чем у Falcon 9.
С таким набором потребительских качеств у Falcon 9 нет конкурентов.
Пускай ракета Илона Маска не поражает воображение предельными возможностями, но она способна работать и приносить деньги, как никакая другая ракета. И это главное. В мире космос давно уже вышел за пределы государственного сектора.
Это в России основные заказчики — Минобороны и структуры самого же Роскосмоса, а в мире уже широко развит сектор коммерческих космических услуг — это и мониторинг Земли, и услуги связи, даже исследованием Луны и других объектов занимаются частные компании. А теперь еще и люди могут гулять в открытом космосе, оплатив соответствующую услугу. И в мире такие клиентоориентированные космические компании можно пересчитать по пальцам одной руки.