Posted 14 августа, 08:42
Published 14 августа, 08:42
Modified 14 августа, 09:03
Updated 14 августа, 09:03
Иван Петровский
Евросоюз ввел недавно дополнительные пошлины в размере до 37,6% на импорт электромобилей, произведенных в Китае. Пекин предупреждал, что тем самым Европа развяжет торговую войну, тем не менее Запад не хочет мириться с тем, что китайские авто наводнили их рынки и мешают местным брендам. Еще год назад Европейская комиссия расследовала ситуацию с поставками китайских машин и определила, что она все же наносит ущерб европейским автопроизводителям.
А Соединенные Штаты уже повысили таможенные пошлины на китайские электромобили даже до 100%! И теперь Канада хочет принять такие же меры. Ранее, в мае, США подняли пошлины на такие товары из КНР, как полупроводники, солнечные панели, критические минералы, батареи, электромобили. Ну, а в Пекине подобные выпады Штатов называют «политическими манипуляциями».
В ответ на действия Европы Китай сейчас подал жалобу во Всемирную торговую организацию (ВТО) — тут же начал защищать свои экономические права. В КНР считают, что решение ЕС «не имеет фактической и правовой основы», и требуют восстановить стабильность поставок электромобилей.
Однако сам Китай действует на своем рынке точно так же: уверенно защищает свою экономику от зарубежных брендов, применяя высокие пошлины, чтобы давать возможность своим производителям активно развиваться. В этом году он возвращает ввозные пошлины на российский уголь. Они были отменены в 2022 году, а теперь КНР хочет их вернуть. РФ впадает в зависимость от китайского рынка, отказаться от него трудно: поставки нашего угля на Запад сейчас невозможны, и Китай стал основным рынком сбыта. Только за 2023 год поставки нашего угля в КНР возросли более чем на 60%. Пекин этим явно пользуется. Причем российские добывающие компании уже столкнулись с давлением со стороны Китая: ведь пока эти пошлины возлагались на покупателей российского угля, а теперь КНР хочет переложить их на поставщиков.
Китай и ранее довольно жестко отстаивал интересы собственных производителей. Например, еще в 2017 году Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ), исследовательский центр «Международная торговля и интеграция (ITI) и Евразийская экономическая комиссия (ЕАК) опубликовали доклад, который был посвящен сложностям доступа западной продукции на рынок КНР. Специалисты отмечали, что китайцы защищают свое внутреннее экономическое пространство любыми способами — от тарифов и пошлин до всяческих квот, правил сертификации и так далее.
Например, Пекин вводил пошлины на поставки в сельском хозяйстве до 65%, а за ввоз удобрений — до 50%. А еще ввел ранее запрет на ввоз российского молока и мяса. Потому что был заинтересован в том, чтобы поднималось собственное производство. Более того, установленные международные технические торговые правила КНР не принимала — она использует для ввозимой продукции свои национальные требования.
«Китай умеет игнорировать требования или правила других стран, если на кону собственные интересы. Вот так эта страна защищает свою экономику от лишней внешней конкуренции и не позволяет себя использовать. И отвечает на внешние меры тоже резко. Скажем, как поступил сейчас Китай в ответ на заградительные пошлины Европы? КНР уже пригрозила европейским авиастроителям, а также фермерам ответными мерами. Также мы видим и действия Европы: увидели, что китайский автопром мешает развиваться своим производителям, и пошлины взлетели так, что стали барьером для Китая. А мы что же? Думаю, и Россия с учетом необходимости быстрого развития собственной экономики в нынешних условиях не должна забывать о собственных интересах», — считает экономист, биржевой аналитик Виталий Субботин.
Тем временем Китай пытается довольно активно осваивать российский рынок: китайский бизнес оперативно изучил ситуацию в РФ после 2022 года и увидел те секторы экономики, которые оказались наиболее оголены после ухода западных брендов. Это в том числе и обеспечение оборудованием туристической инфраструктуры: производители канатных дорог, ратраков и другой профессиональной высокосложной техники ушли из России. Стратегия КНР проста: предложить рынку свои аналоги по низким ценам, например, свои варианты предложил крупный игрок на китайском рынке канатных дорог, бренд местного канатного оборудования — компания BMHRI. Тем самым Пекин ставит туротрасль РФ в положение «трудно отказаться, легче согласиться». Курортам необходимо продолжать развиваться и осваивать новые склоны, строить трассы — значит, и снеговые пушки, и подъемники, и машины все равно нужны. Необходимо быстро найти производителей и поставщиков.
Однако российские власти вовремя отреагировали на изменение ситуации на рынке. Минпромторг и Минэкономразвития проработали механизмы поддержки и стимулирования отечественного производства данной продукции. Дополнительная мотивация для этого есть: именно туристический рынок с 2022 года сделал большой скачок вперед, спрос на туристические услуги внутри РФ резко вырос, а горнолыжная отрасль оказалась одной из быстрорастущих и популярных. Президент Владимир Путин поручил правительству РФ разработать национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Как на днях напомнил министр экономического развития России Максим Решетников, на развитие туротрасли из федерального бюджета в регионы уже направляется до 50 млрд рублей и до 2030 года планируется вложить в отрасль не менее 400 млрд рублей.
Назывались суммы вложений и до 1-1,5 трлн рублей. Причем стартовал и отдельный федеральный проект по выпуску отечественной продукции для туристической сферы. Обновленный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» будет опубликован до конца августа.
Работа уже активно идет, прорыв в этом направлении показывает, например, отечественная компания «РУСЛЕТ» — производитель канатных дорог. Она за короткое время, включив в работу и свои профессиональные инженерные кадры, и научную среду (в том числе это партнерство с НИУ МИЭТ, УПК «Протон», МГТУ им Н. Э. Баумана), смогла активно включиться сразу в несколько направлений промышленного обеспечения туротрасли.
Уже имея опыт производства канатных подъемников, «РУСЛЕТ» сейчас готовит новую производственную площадку «ТверьКанатДор», где начнется выпуск полностью локальной дороги, в которой не будет никаких импортных составляющих, только российские детали. И уже сейчас у компании заключены соглашения с крупными курортами, как уже действующими, так и строящимися или развивающимися. Среди них Большой Вудъявр, Архыз, Турьев Хутор, Ведучи, Мамисон — здесь на склонах появятся отечественные канатные дороги. «РУСЛЕТ» смог за максимально короткий срок разработать российское ПО для «мозгов» европейской канатной дороги и установить его, что исключило вероятность рисков внезапной остановки подъемника (с учетом отсутствия обслуживания со стороны западных брендов это возможно). Такое ПО теперь стоит на канатной дороге «Доппельмайр» на курорте «Роза Хутор» — и ставится на следующих подъемниках, постепенно ПО будет заменено на всех подъемниках в России.
А еще «РУСЛЕТ» начал обеспечивать курорты запчастями, что немаловажно. Например, как замечает Роман Киранчук, генеральный директор АО «Управляющая компания „Архыз“», цены на импортные запчасти подскочили почти на 800%, курортам вытянуть подобные расходы практически невозможно. Поэтому большие надежды возлагаются на отечественных производителей.
«Для курортов развитие российского производителя — это дополнительные возможности. К примеру, „ТверьКанатДор“, новая производственная площадка „РУСЛЕТ“, — это быстрые и удобные дороги с быстрой посадкой для горнолыжников, а в летнее период их не надо адаптировать для туристов, если эксплуатировать. И это большой плюс. Поэтому развитие производства в России нам важно, — замечает Роман Киранчук. — Перспективы большие, и эта продукция будет востребована. К примеру, в России активно развиваются курорты Архыз, Ведучи, Мамисон, Манжерок и другие, и везде проектируются большие зоны катания, и потребность велика. Ждем выход производителей на новые мощности».
В свою очередь, компания «Синара» разрабатывает отечественную модель ратрака. А подразделение холдинга «Северсталь» — АО «Северсталь канаты» делает канаты, которые используются для канатных подъемников (это крупнейший производитель канатов и проволоки в РФ и странах СНГ). Между прочим, еще в 2019 году специальный канат Triniks, разработанный этой компанией, был поставлен в экстрим-парке в Кисловодске, он применяется как несущий канат на скоростных спусках, обеспечивая плавность хода и снижая вибрации. Представители бренда отмечали, что эта продукция прекрасно заменяет импортные аналоги.
Такое импортозамещение не может состояться без господдержки, поэтому, безусловно, производители рассчитывают на субсидии и льготы, предоставляемые государством. Такие меры поддержки учтены в том самом обновленном нацпроекте по развитию туриндустрии. Производители, да и курорты подчеркивают, что форматы господдержки нужно расширять, например, предлагать субсидированные кредиты, причем как производству, так и самим курортным зонам, стимулируя тем самым покупать отечественное.
И еще один важный момент — необходимо сдерживать демпингующее поведение Китая. Российский производитель не может делать свою продукцию дешево: это ресурсоемкие технологии, куда вложены силы многих людей, десятков различных производств, научные разработки, да и сами по себе канатные дороги — механизм очень сложный с учетом требований безопасности. И попытки Китая закрыть потребности российской туротрасли дешевыми предложениями выбивают почву из-под ног отечественного бизнеса.
«Еще лет 10 назад наши экономисты говорили о том, что России надо изменить свой формат встраивания в глобальную экономику. Не надо прогибаться под корыстные интересы зарубежного бизнеса. Посмотрим на Китай — эта страна умеет отстаивать свои позиции. Торговля вообще сфера прагматического сурового расчета. Поэтому и России нужно быть пожестче с партнерами», — считает Виталий Субботин.
Эксперт напомнил, что еще в 1967 году на Женевской конференции ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах и торговле) был принят международный Антидемпинговый кодекс. Суть в том, что в целях защиты от демпинга страна может ввести заградительные пошлины.
«И размер такой пошлины может составлять разницу между демпинговой ценой продукции и ценой такой же продукции на мировом рынке. Этот кодекс был принят специально для того, чтобы государства могли защищать свою экономику от импортеров, которые своими бросовыми ценами наносят реальный материальный ущерб национальной отрасли экономики. Но, похоже, Россия про это забыла, — рассказывает Виталий Субботин. — А между тем именно против Китая многие страны использовали такой вариант заградительных пошлин. Причем сам Китай не теряется и очень часто применяет антидемпинговые меры на своем рынке — по отношению к ввозимым в КНР товарам. И еще важный момент: такие пошлины нужны странам именно в кризисные периоды, чтобы поддержать местных производителей и защитить свою экономику. Так что сейчас для России самое время для того, чтобы поддерживать интересы своих национальных производств».
По мнению эксперта, сейчас именно горнолыжной туристической отрасли и производству оборудования для туриндустрии нужна защита от демпинга:
«В других сферах, скажем, та же нефтегазодобывающая промышленность, российская экономика порой настолько сильна, что справится с любой конкуренцией. А туристический рынок только на подъеме, недаром наши власти уже вкладывают в него миллиарды. И тут важнее не дружба с Китаем, хотя мы ее и не отвергаем, а все же собственные интересы. Заградительные пошлины на сложное оборудование для горнолыжного сектора обеспечат борьбу на равных. Зато в таком варианте наши научные умы из Бауманки или МИЭТ сразу покажут свою реальную силу — против китайских технологий десятилетней давности. И, думаю, докажут на деле, что мы лучшие».