Posted 29 июля, 16:25

Published 29 июля, 16:25

Modified 30 июля, 05:14

Updated 30 июля, 05:14

В России продолжается рост цен на шоколад

Что случилось с шоколадом в России: почему растут цены и падает качество продукции

Обновлено 30 июля 2024, 05:14
Фото: 1MI
В России продолжается рост цен на шоколад

Зарубежные монополисты диктуют цены на шоколад в России

Плохие новости для любителей шоколада: в России он дорожает и еще будет дорожать. Каковы причины роста цен на какао-продукт и можно ли его сдержать?

Семен Рослин

За последние 12 месяцев, по официальным данным Росстата, шоколад в РФ подорожал на 9% — в среднем до 1115,58 рубля за 1 кг. На первый взгляд, ситуация выглядит некритично — рост цен примерно на уровне инфляции.

Но эксперты предупреждают: здесь есть подвох, а анализ рыночной ситуации говорит о том, что это лишь начало большой волны подорожания.

Как меняются стоимость и качество шоколада в России

С шоколадом сейчас все непросто во всем мире. Уже несколько лет главные мировые производители какао-бобов сталкиваются с большими проблемами: длительная засуха снижала урожайность, а сменяющие ее ливни не позволяли хранить собранный урожай.

В итоге в пике, который был зафиксирован в апреле 2024 года, биржевые цены на какао поднимались до 11 722 долларов за тонну, хотя еще в начале 2023-го, когда цены были в норме, за тонну давали 2587 долларов. Рост в 4,5 раза чуть более чем за год! Сейчас цены устаканились на уровне 8000 долларов за тонну — более чем в 3 раза выше нормального уровня.

И вряд ли какао будет дешеветь. В 2024 году настигла новая напасть: в Африку пришел вирус набухших побегов. Из-за этого страдает от 15% до 50% урожая. По мнению товарного брокера Marex Group, дефицит какао в сезоне 2023–2024 годов (заканчивается в октябре) достигнет рекордных 700 тыс. тонн.

Сырье дорожает в разы, а готовая продукция — в пределах инфляции. Звучит фантастически, но у экспертов есть объяснение такой аномалии. Просто в России снизилось качество продукции, а значит, настоящего какао в средней шоколадке или конфете стало меньше.

Президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев отмечает, что люди стали выбирать более доступную продукцию.

— У нас уменьшается доля потребления горьких сортов, потому что они подорожали сильнее. Молочные сорта шоколада, изделия, которые политы шоколадом, конфеты — на них этот подъем цены сказался меньше, поскольку содержание какао меньше. И у них мы наблюдаем даже определенный рост. Идет перераспределение внутри ассортимента. Шоколад с содержанием 70–80% кажется дорогим для потребителя.

По мнению основателя консалтингового агентства Redoo Светланы Андреевой, производители экономят, заменяя натуральное какао растительными жирами (соевое, пальмовое, арахисовое масло и другие) и добавляя в шоколадную продукцию различные начинки.

— В каких-то категориях кондитерских изделий произойдет переход на искусственные заменители какао-масла. Плюс будет больше топингов там, где это возможно.

Раньше люди за условные 100 рублей покупали хороший горький шоколад, а теперь — молочный со сладкой начинкой. Для Росстата цена не изменилась, а вот удовольствие для покупателя уже не то.

Почему шоколад в России не станет дешевле

Рано или поздно проблемы с урожаем уйдут. Но вряд ли это сделает шоколад в РФ доступнее и качественнее: есть другие, сугубо локальные факторы, препятствующие этому.

Какао в России не растет, и исторически так сложилось, что его переработка в нашей стране не была развита в достаточном объеме. В период СССР был дефицит шоколада, а потом появились сырье и полуфабрикаты от иностранных компаний. Большинство кондитерских предприятий, выпускающих розничную продукцию, используют готовые шоколадные массы от сторонних производителей.

На сегодняшний день один из крупнейших производителей шоколадной массы в России — это компания Barry Callebaut NL Russia (100% акций принадлежат нидерландской «дочке» швейцарской Barry Callebaut), которая выпускает 90-93 тыс. тонн продукции в год. На фабрику приходят какао тертое, какао-масло и какао-порошок, а на выходе — шоколадная масса для кондитерских предприятий.

Все шло хорошо до начала СВО и появления санкций. Некоторые компании окончательно ушли из России, либо продав свои производственные мощности с дисконтом, либо просто закрыв их. А другие продолжили работу. Зачастую потеря российских активов в обмен на снижение репутационных рисков оказалась выгодной: рост капитализации ушедших из РФ компаний превысил их потери.

На этом фоне многие зарубежные компании пытаются лавировать, с одной стороны, сохраняя свою прибыль в России, с другой — максимально от РФ дистанцируясь. Barry Callebaut, к сожалению, не исключение. Первым делом прямые поставки сырья из Ганы были заменены поставками от европейских структур компании, что привело к дополнительным издержкам (согласно бухгалтерской отчетности, расходы на формирование запасов в 2023 году выросли в 2,2 раза) и росту цен на продукцию.

20 июля правительство РФ утвердило новые повышенные импортные пошлины на продукцию из недружественных стран: на какаосодержащие продукты пошлины составят 0,6 евро за 1 кг.

Вместе с тем были отменены планы компании по инвестициям в производство шоколадной массы на территории России. Ранее ожидалось, что будет запущена еще одна линия производства, которая позволит избавиться от дефицита полуфабриката, теперь это в прошлом: приходится выбирать, кому отгружать товар, а какие кондитерские фабрики оставить ни с чем.

И как вишенка на торте — перенос офисов управления продажами в некоторых странах СНГ из России в Турцию и открытие юридического лица в Казахстане. То есть произошел перенос центра получения прибыли в другие государства, что негативно сказывается на налоговых отчислениях в консолидированный бюджет РФ.

По данным Росстата, выпуск продукции в категории «Шоколад и пищевые продукты, содержащие какао (кроме подслащенного какао-порошка), в упакованном виде» за 5 месяцев 2024 года вырос на 13,7% — до 413,7 тыс. тонн, а выручка ООО «Барри Каллебаут НЛ Раша», по данным «Спарк Интерфакс», увеличилась почти на 42% и превысила в 2023 году 31 млрд рублей. И это еще с учетом того, что продажи в СНГ были переведены на другие страны. Компания воспользовалась дефицитом продукции и жестко диктует свои условия продаж.

Чистая прибыль в прошлом году выросла на 68% — до 4,47 млрд рублей, и без планов по инвестициям в расширение производства на нее претендует единственный бенефициар — головная структура Barry Callebaut Nederland B.V. из Нидерландов.

Национализация монополистов — единственный шанс снизить цены

Надежду на сохранение промышленности в России дал указ президента РФ «О временном управлении некоторым имуществом» от 25 апреля 2023 года. Он позволяет национализировать иностранные предприятия, которые не хотят развиваться в РФ и отказываются от продажи активов отечественным инвесторам.

Первой под национализацию попала энергетическая компания «Юнипро», на 87,7% принадлежащая немецкой Uniper. Далее пришла очередь пищевых гигантов — французской Danone и датского Carlsberg, который владел пивоваренной компанией «Балтика» (также выпускает пиво под брендами Tuborg, Kronenbourg и Holsten).

Передача в управление Росимуществу АО «Данон Россия» и АО «Данон Трейд» хорошо простимулировала бенефициаров — они стали куда сговорчивее. В итоге 13 марта 2024 года Владимир Путин отменил указ о передаче компании во временное управление, а 17 мая 2024-го была закрыта сделка по продаже активов татарстанской компании «Вамин Р».

Carlsberg ранее хотел лишить «Балтику» возможности использовать бренды Tuborg, Kronenbourg и Holsten, но после перехода под контроль Росимущества Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти оставил право на использование этих торговых марок.

А вот Barry Callebaut, несмотря на доминирующее положение в России и признаки явно негативного настроя владельцев по отношению к новой реальности, как-то затерялся в списке претендентов на национализацию. Хотя перевод компании под контроль отечественных структур помог бы решить многие проблемы, помимо инвестиций.

Из-за дефицита какао-бобов Совет Ганы по какао на сезон 2024–2025 годов ввел ограничения на экспорт. Это означает не просто снижение поставок, но и распределение между покупателями «по справедливости». «Справедливость», с точки зрения Ганы, может означать приоритет для собственных перерабатывающих предприятий.

Экспортировать продукт переработки с добавленной стоимостью всегда выгоднее, чем необработанное сырье (европейское подразделение Barry Callebaut закупает сами бобы, перерабатывает и далее на российский завод отправляет протертое масло и порошок какао).

Если отечественные заводы, избавившись от внешнего влияния, смогут получать протертое какао, какао-масло и какао-порошок не от европейских перерабатывающих предприятий, а от африканских, то это может обеспечить стабильные поставки и стабильные цены.

Увы, но свободный рынок без вмешательства властей в российских реалиях не смог обеспечить людей качественной и доступной какао-продукцией. Если не обращать на это внимания и пустить все на самотек, то хороший шоколад и прочие продукты на его основе перейдут в категорию роскоши и позволить их себе смогут лишь богатые люди, а остальные — максимум в дни праздника.