Как Турция влияет на российских мусульман: ислам один — толкования разные

14 августа, 15:42
Турецкие исламские секты еще с начала 1990-х и по сей день оказывают сильное влияние на ислам в Татарстане, что не может не волновать федеральный центр. Последствия могут быть самыми печальными.

Иван Зубов

О сложных взаимоотношениях в среде российских мусульман, находящихся под влиянием зарубежных исламских сообществ, пишет в своем эксклюзивном материале казанское сетевое издание Inkazan.

В середине июля этого года многие российские СМИ сообщили о скандале, вызванном высказываниями имама казанской мечети «Ирек» Тимура Камаева. В своем мгновенно ставшим вирусным видео он рассказал пастве о том, как следует «побивать» жен, по сути, оправдывая домашнее насилие.

В Духовном управлении мусульман (ДУМ) Татарстана заявили тогда, что эти поучения «вырваны из контекста», а на самом деле Камаев имел в виду вовсе не насилие:

«Смысл не в том, чтобы нанести увечья человеку, оставить синяки, а аккуратно дать понять — остановись, ты делаешь неправильно».

Духовное управление мусульман России в стороне не осталось, заместитель главы Дамир Мухетдинов заявил, что, вопреки распространенному заблуждению, ислам подобные «воспитательные меры» не поощряет. Значение слова «побивать» из выступления Камаева он пояснил как «разрывать связь». Российский арабист, профессор Саид Камиляев подтвердил, что верна именно эта трактовка.

Особо опасные суфии

Мусульмане точно так же, как христиане, по-разному толкуют свои священные книги
1MI

Почему же казанский имам и сам неверно трактует религиозный текст, и учит этому верующих?

Хорошо известно о существовании в исламе двух крупных течений — суннитском и шиитском, которые появились сразу после смерти пророка Мухаммеда в VII веке. Связано это разделение было с политической проблемой наследования власти в халифате, но чем дальше, тем различий становилось больше. Сунниты — это те, кто чтит предание о жизни Мухаммеда — Сунну, тогда как шииты наравне с пророком почитают и имамов. Иногда это вроде бы незначительное различие приводит к разным трактовкам священной книги мусульман Корана.

Шииты населяют в основном Иран, Азербайджан, Ирак, Йемен, Кувейт и Ливан. Их общины существуют и в других мусульманских странах.

Абсолютное же большинство всех мусульман мира — 90% — составляют сунниты. В том числе и в Татарстане.

К суннитскому учению относится и суфизм, который проповедует верующему очистить свое сердце от всего постороннего, оставив в нем только Бога. Адепты суфизма, объединенные в ордена, передают его основы своим ученикам. Где-то суфизм очень влиятелен, а где-то считается сектантством, искажающим суть ислама. Эксперты говорят, что он тоже очень неоднороден и даже может служить основой для идеологии радикальных сообществ, как это было, к примеру, во время Кавказской войны 1817–1864 годов.

В Татарстане есть своя суфийская община Мусина, насчитывающая от 150 до 200 учеников. Считается суфийской и мечеть «Шамиль» в Казани.

Да и муфтий Татарстана Камиль Самигуллин — тоже член суфийского братства «Исмаил ага», названного так по одноименной стамбульской мечети, в медресе которой он учился. Он и завез суфизм в мечеть «Тынычлык» в казанском поселке Мирный, ставший центром суфизма в Поволжье. Эксперты считают, что этим и объясняется пристальное внимание татарстанского ДУМ к богословскому наследию региона, которое когда-то базировалось на суфизме.

На это обратил внимание председатель Совета муфтиев и глава ДУМ России Равиль Гайнутдин еще в 2021 году, назвав братство «Исмаил ага» последователями турецкой маргинальной секты и обвинив Самигуллина в неправильном толковании Корана. Тогда разночтения возникли в связи с фразой о почитании умерших и их могил в татарском переводе Корана. Суфизм не возбраняет это делать, тогда как традиционный ислам считает обращение к умершим за помощью тяжким грехом.

ДУМ России заявило, что разные трактовки Корана способны вызвать противостояние между мусульманскими общинами, и обвинил Самигуллина в том, что тот находится под иностранным (турецким) влиянием, которое только усилилось после его назначения муфтием.

Личный референт Гайнутдина Гульнур Газиева, к которой обратились журналисты Inkazan по этому поводу, ответила, что верховный муфтий не комментирует данную проблему.

Старший научный сотрудник МГИМО и ИЭА РАН Ахмет Ярлыкапов пояснил изданию, что не стоит искать руку федерального центра в этом противостоянии:

«Я думаю, что, скорее всего, навряд ли это показывает политику федеральной власти, поскольку дело в том, что, помимо федеральной власти, есть очень много всяких подводных течений и перманентных конфликтов между самими духовными управлениями».

Почему в Татарстане появились турецкие проповедники

После развала СССР популярность ислама в России начала быстро расти
1MI

Исламовед Сулейманов в своей статье «Религиозная экспансия Турции в Татарстане в постсоветский период» отмечал, что в начале 1990-х власти республики считали Турцию своим союзником. Тогда отношения с мусульманской Турцией активно принялся развивать первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, приглашая в свою республику турецких бизнесменов, это было выгодно в те нестабильные годы.

Не мешали власти Татарстана и многочисленным турецким миссионерам проповедовать в республике свое понимание ислама. В том числе и детям в полузакрытых школах. В итоге в 2008 году после проверки этих учебных заведений 70 турецких преподавателей были вынуждены покинуть Россию, а учение турецкого суфия Фетхуллаха Гюлена, которое они внедряли, было признано экстремистским и запрещено на территории РФ. Стало известно, что в Татарстане его адептов готовили к борьбе со светскими безбожниками и принятию в ней мученической смерти.

Но ученики Гюлена в Татарстане остались и продолжили распространять его воззрения. Особенно много в конце 2000-х их было на юго-востоке республики, а потом они появились и в Казани.

Это не прошло даром: 19 июля 2012 года возле своего дома был застрелен бывший заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов. И в тот же день взорван автомобиль муфтия Илдуса Фаизова, который в этом покушении выжил.

Оказалось, что в регионе действуют исламские террористы, а духовенство об этом не знает. Федеральный центр взял ситуацию под контроль, и начались перестановки в ДУМ Татарстана. Имам главной мечети Казани Кул-Шариф Рамиль Юнусов сбежал за границу. Он считался приверженцем радикального ислама, оппонентом Фаизова. Отмечалась также его близость к чиновникам казанской мэрии. Тогда новым муфтием республики и был избран 28-летний Самигуллин.

Последние 30 лет в Татарстане активно строят мечети
1MI

Он был призван остановить разрушительные процессы в исламе Татарстана и вернуть его в нужную колею.

Теперь же становится ясно, что и этот выбор может обернуться проблемами, на что указывают разногласия ДУМ Татарстана с ДУМ России. Новый муфтий тоже, по всей видимости, находится под влиянием турецкого толкования исламской религии.

Не секрет, что тесные отношения Татарстана с Турцией играют на пользу всей России, что особенно ценно в условиях западных санкций. Но, с другой стороны, такая дружба не может не настораживать Москву. Она бы хотела, чтобы муфтият этой республики ориентировался на федеральный ДУМ. Пока этого не происходит — слишком далеко зашло влияние Турции, проникнув уже и в татарстанские школы.

В апреле 2024 года ученики лицея «Адымнар» в Казани маршировали в День независимости Турции под турецким флагом. Причем в числе празднующих был и представитель Министерства образования Татарстана.

Родители обратились по этому поводу в Следственный комитет России, а в соцсетях появились такие комментарии: «Гражданам России с малых лет промывают мозги пантюркизмом». О реакции Следкома ничего не известно.

Журналисты издания попросили прокомментировать отношение к суфизму и степень влияния иностранных религиозных деятелей на ислам в Татарстане пресс-службу ДУМ этой республики, однако ответа пока не получили.

#Исламский мир #Турция #Мусульмане #История #Муфтий #Игорь Зотов #История России #Аналитика #Исламисты #Ислам #Коран #Видео #Мусульманские обычаи #Россия #Мусульманство #Экстремизм #Мусульманский мир #Татарстан
Подпишитесь