Posted 24 июня, 12:10
Published 24 июня, 12:10
Modified 24 июня, 12:23
Updated 24 июня, 12:23
Алина Шувалова
Документ официально запретил жительницам республики носить хиджаб как одежду, чуждую национальным традициям. Нарушительницам запретов пригрозили штрафами.
Решение таджикских властей о введении нового дресс-кода вызвало обострение общественной дискуссии. Не только в Таджикистане, но и в России вновь начали размышлять о допустимости дальнейшего использования религиозной одежды в светской жизни.
Пользователи соцсетей выразили озабоченность тем, что на улицах начали появляться чиновники, которые вылавливают женщин в хиджабах и заставляют их снимать покрывало либо носить его как обычный платок.
В чем состоит разница между «правильно» повязанным нерелигиозным платком и хиджабом, объяснили эксперты издания «Академия Медина». Они указали, что термином «хиджаб» можно называть любой вид покрывала или платка, который закрывает голову мусульманки, уши и шею, а также частично плечи.
Между тем, обычный платок, особенно если он повязан в виде тюрбана, шею оставляет открытой.
В мае этого года с аналогичной инициативой в России выступил экс-кандидат в президенты России, вице-спикер Госдумы Владислав Даванков. Он внес в нижнюю палату парламента законопроект, предоставляющий школам и вузам возможность введения запрета на ношение религиозной одежды. Идею нового ограничения часть россиян восприняла неоднозначно. В Сети даже появилась петиция против запрета хиджабов в школах и вузах.
Автором обращения стала правозащитница Марьям Алиева. Она заявила, что запрет хиджаба является «оскорблением чувств верующих», противоречит 28-й статье Конституции о свободе вероисповедания и чреват «выдавливанием» мусульманок из социальной жизни.
«Все это скажется не только на возникновении новых национально-религиозных конфликтов, но и окажет пагубное влияние на социально-экономическую жизнь страны», — написала Алиева.
Поводом для появления петиции стала серия инцидентов с девушками в мусульманской одежде. Так, в январе 2023 года пять уроженок Дагестана были отчислены из медучилища в Ростовской области за ношение хиджабов вместо медицинских шапочек. На фоне поднявшегося общественного возмущения студенткам позволили вернуться к учебе.
Не менее резонансный инцидент произошел недавно в Ивановском медуниверситете, где преподаватель во время занятий предложил одной из студенток-мусульманок прочесть стихотворение о вреде хиджаба.
После того, как сведения об антирелигиозной акции опубликовали СМИ, в паблике вуза в социальной сети ВКонтакте появилось объявление о том, что «распространяемое на некоторых информационных площадках мнение о том, что имел место инцидент, связанный с сознательной попыткой нарушения права на свободу совести одной из студенток-мусульманок, необоснованно и является спекуляцией».
Вместе с тем, в ходе проверки выяснилось, что при ведении занятий доцент Жидоморов «допустил ситуацию, когда учебный процесс был прерван разговором на отвлеченную тему». После инцидента представители ректората провели с преподавателем беседу. Он признал неуместность дискуссий на посторонние темы в стенах учебных аудиторий. Новость о произошедшем в ивановском вузе всколыхнула общественность в Дагестане.
«Весьма прискорбно наблюдать столь непрофессиональное поведение преподавателя вуза в стенах учебного заведения», — отметили в муфтияте республики, подчеркнув при этом, что произошедшее может трактоваться как оскорбление чувств верующих.
До этого в сентябре 2022 года похожий инцидент произошел в школе № 88 в Тюмени, где директор учебного заведения отказалась пускать на уроки девочку, облаченную в хиджаб. Попасть на учебу ребенку удалось лишь после вмешательства родителей и правозащитников.
В последнее время в России, являющейся по Конституции светским государством, периодически вспыхивают конфликты, связанные нетерпимым отношением к религиозной одежде.
При этом в ряде мусульманских стран — например, в Иране, — на государственном уровне учреждена полиция нравов, которая при помощи современных технологий отслеживает строгое соблюдение обязательного для всех религиозного дресс-кода.
На улицах и в общественном транспорте установлены камеры, при помощи которых силовики выявляют женщин без платков и подвергают их наказаниям.
Самым громким инцидентом последних лет стала гибель 22-летней иранки Махсы Амини. Полиция нравов задержала ее на выходе из метро из-за неправильного ношения хиджаба. После этого девушка умерла. Близкие Амини предположили, что причиной трагедии стало то, что девушку в отделе полиции сильно избили, после чего она попала в больницу в состоянии комы.
Гибель Амини спровоцировала массовые протесты в стране. В результате беспорядков и столкновений возмущенных граждан с полицией погибли более 300 человек.
Как прокомментировала ситуацию «НИ» юрист Анна Смирнова, проблема с ограничением ношения определенных видов одежды носит двойственный характер.
«Инициаторы запретов как в России, так и в Таджикистане ссылаются на необходимость защиты „национальных ценностей“, опасаясь радикализации общества. Внешними проявлениями такой ситуации некоторые считают женские хиджабы и никабы и длинные мужские бороды. В Таджикистане дошло до того, что женщин под угрозой штрафов убеждают перевязывать хиджабы на манер платков, а мужчинам, у кого слишком длинная борода не умещается в кулак, начали угрожать принудительным бритьем. На мой взгляд, это перегиб, который в нашей стране вряд ли найдет широкое распространение», — пояснила она.
По ее словам, из курса истории права многие помнят реформы Петра Первого, связанные с насаждением «чуждого» дресс-кода и принудительным бритьем бород, и приведшие к многочисленным конфликтам.
«Если говорить о современной России, то наша Конституция гарантирует всем право на получение образования без исключения, вне зависимости от религиозной и национальной принадлежности. Кроме того, право на свободу вероисповедования никто не отменял. Если кому-то нравится ходить в платке — зачем беспочвенно ограничивать это право?», — отметила она.
Юрист добавила, что основания для ношения головного убора, будь то платок, хиджаб или любой другой, могут быть не только религиозными, но и медицинскими, эстетическими.
«Не стоит забывать о проблемах людей с алопецией, о пациентах, проходящих химиотерапию, а также о женщинах, перенесших операции на голове после черепно-мозговых травм. В связи с этим введение дополнительных запретов мне видится необоснованным», — сообщила юрист.
Ранее стало известно, что опросы ВЦИОМ показали рост толерантности россиян по отношению к хиджабам в стенах учебных заведений. За пять лет число граждан, считающих, что в ношении хиджаба нет ничего предосудительного, выросло с 35 до 47%, при этом среди молодежи до 24 лет показатель терпимости достиг 73%, а среди последователей ислама — 68%.