Олег Суворов
Центробанк косвенно признает, что курс рубля после санкций 12 июня устанавливается в административном порядке. По итогам июля российская валюта ослабла по отношению к основным иностранным валютам — на 0,7% к американскому доллару и на 0,9% к китайскому юаню. Спрос на валюту в России ограничен в связи с трудностями с внешнеторговыми расчётами. Чистые продажи валюты крупнейшими экспортерами остаются «на достаточно высоких уровнях».
В июле экспортёры продали $12 млрд, тогда как майский показатель был на уровне $14,9 млрд, указывается в телеграм-канале «Мобилизационная экономика». В мае экспортеры продавали 80% валютной выручки, в июле — только 40%. Задержки трансграничных расчётов накладываются на сокращение импорта.
Так, во втором квартале импорт сократился 8%, а в первом — на 10%. Это означает, спрос на валюту существенно снижается. В этом случае, указывают аналитики, курс российской валюты должен укрепляться, но он ослаб.
Сейчас статистику внебиржевой торговли регулятор закрыл. Правила расчёта официального курса тоже изменились. Так, Банк России перестал учитывать данные о сделках, совершенных с участием доминирующего участника валютного рынка.
«Цель в общем-то понятная: облегчить себе манипуляцию курсом. Плохо это или хорошо, каждый решает сам. Но устанавливать курс национальной валюты во время войны на основе рыночных торгов глупо и накладно. Правительству и ЦБ нужен слабый рубль. Значит курс будет слабеть», — отмечают авторы канала.
Напомним, что в переход на внебиржевые торги по доллару после того, как Минфин США запретил торговать своей валютой на Московской валютной бирже, сделал доллар крепче, а головную боль для денежных властей по поводу дыры в бюджете — больше. С начала года российская валюта укрепилась на 8%, достигнув отметки в 88 рублей.