Posted 14 июня, 16:48
Published 14 июня, 16:48
Modified 14 июня, 16:50
Updated 14 июня, 16:50
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Курса доллара и евро в привычном виде биржевых сводок больше нет, зато остались бизнесы, которым по-прежнему нужна валюта. Это импортеры. Для параллельного импорта, который работает в Азии и Китае, закрытие торгов — само по себе не проблема.
Больно будет тогда, когда Центробанк, в том числе и из-за увеличения спреда курса повысит ключевую ставку, и кредиты станут еще дороже. Для тех, кто работает в Европе, рост цен на 20% может наступить быстро. Это касается дилеров, торгующих дорогими западными автомобилями.
Дмитрий Рогов — автоблогер и владелец компании «РоговМобиль». На его бизнес новые американские санкции сильно не повлияют, поскольку бизнес ввоза автомобилей из Азии адаптировался к новым ограничениям довольно давно. Компания Дмитрия закупает машины в Южной Корее и привозит их в Россию.
— Мы расплачиваемся вонами. Например, есть банк, который может принять у вас рубли и эти рубли перевести в Южную Корею. Банк публикует свои курсы каждый день. Надо заходить и смотреть. Не биржа, а банковский курс.
Дмитрий говорит, что для адаптации к новым правилам игры хватило буквально полдня:
— Были заградительные курсы, чтобы посмотреть, что будет. Увидели, что ничего не будет и вернулись к тому, с чего начинали.
Покупка долларов на бирже, когда можно приобрести валюту и отнести ее в банк, закончилась для «РоговМобиля» больше года назад. Деньги на покупку идут альтернативными путями через третьи банки и страны, которые могут купить рубли и конвертировать их в национальную валюту.
Вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко напоминает, что 70% всех расчетов в автомобильном бизнесе проходят в юанях, поэтому отмена торгов мало по кому ударит. На рынке запчастей отмена торгов никак не скажется. Сам Александр занимается неоригинальными запчастями, но если клиент настаивает на оригинальных, для этого есть личные связи.
— Есть друзья-партнеры в Германии, Македонии, Болгарии, им на карточку отправляются деньги, а они за наличные там покупают и отправляют сюда не как запчасти, а как товары народного потребления, — делится своим ноу-хау Казаченко.
В ближайшие два-три месяца никаких изменений ни по цене запчастей, ни по срокам доставки ждать не стоит. Китайский рынок работает на предоплате.
— Если ситуация затянется дольше, это может повлиять в двух аспектах — сроки доставки, так как китайский рынок работает на предзаказе. Я заказываю сегодня партию запчастей, её изготавливают, а потом месяца через два привозят. Фактор подорожания пока неизвестен, мы же не знаем, какой курс будет. Может, доллар упадёт до 50 рублей. Давайте помечтаем! — смеется Александр.
Оригинальные запчасти, даже для «немцев» — это тоже понятие весьма условное. Все делается в Китае, и на БМВ, и на Мерседес, поясняет Александр Казаченко. Он вспоминает, как ввозил лазерные фары на БМВ, которые стоили в России 320 тысяч рублей — из Китая. В коробке лежали три наклейки — Нидерланды, Франция, Германия. Наклеивай любую, и это будет оригинальная фара.
Однако есть часть автодилеров, которые безусловно пострадают от отмены торгов, признает Александр Казаченко:
— Схематозы, когда перечисляются суммы в рублях, рубли конвертируются в юани, а юани потом уже уходят на доллары, но уже не в нашей стране, а стране эмитента, тема закрывается. Есть проблемы у тех, кто работает с Европой, Турцией и с США, там обходных курсов валют других стран нет, то есть, если не купил валюту, то и оплатить не сможешь.
Евгения Новикова работает замдиректора компании «Радиус АГ». Ее компания возит в Россию, в основном, «немцев» и «американцев». Раньше компания предлагала своим клиентам и эксклюзивные китайские машины, которые не были представлены на российском рынке. Из-за изменения законодательства теперь изделия китайского автопрома по параллельному импорту завести невозможно, как следствие, возят БМВ «под заказ».
— У нас продажи В2В (для юридических лиц), мы возим всё официально, мы делаем всё с полным НДС, чтобы наши клиенты не страдали в случае доначисления, мы оформляем полный утильсбор, историю с китайским автопромом мы завершаем. У нас осталось несколько машин на складе, с полным НДС и с полным инвойсом.
Компания торгует только новыми машинами премиум-класса. В ассортименте — БМВ Х7 и Х5. На них в России ажиотажный спрос. Помимо изделий Баварских моторных заводов, клиенты заказывают Мерседесы и Порше. Машины ввозятся в нашу страну под лизинг, в этом еще одна сложность.
— Это машины, которые продаются организациям, которым интересен возврат НДС. Это очень интересно для премиального сегмента, потому что если вы берёте на предприятие, а не на физлицо, у вас не будет уже налога на роскошь, предприятие налог на роскошь не платит. Можно сделать возврат НДС, — поясняет Евгения.
До 12 июня «Радиус АГ» работала с партнерами по курсу ЦБ. Деньги отправлялись в рублях, конвертацией и дальнейшим переводом продавцу занимались уже партнеры. Теперь компании Евгении придется подписывать дополнительные соглашения с фиксированным курсом.
— Насколько эта ситуация удорожает автомобиль?
— Я думаю, процентов на 20. И то, это зависит от марки. Курс какой-то усреднённый будет.
Другая проблема в том, что через 4 тысячи км все ввезенные машины нужно вернуть заграницу официальному дилеру, нарушителям грозит штраф в 25%. Это увеличивает накладные расходы. Ужесточение правил повышает стоимость автомобилей.
Генеральный директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов говорит, что параллельный импорт не работает напрямую с недружественными странами, поэтому и закупки делаются в юанях, дирхамах и турецкой лире. Если кто-то ещё продолжал расплачиваться в долларах и евро, им придётся перестроиться. Но поток долларов и евро, который связан с параллельным импортом, ничтожен, считает эксперт, поэтому подорожание по этой причине не грозит:
— БОльшая часть параллельного импорта и так была потребительскими товарами, всё так или иначе трансформировалось в национальные валюты, кроме долларов и евро, критического подорожания я не вижу, потому что здесь так или иначе все риски уже были заложены в цену.
Больше всего импортеров беспокоит повышение ключевой ставки. Именно дорогие деньги скажутся на цене. По мнению Дмитрия Рогова, санкции накладывались постепенно, и новые ограничения неприятны, но они не станут той соломинкой, которая переломит хребет верблюду:
— Сейчас мы уже пережили основной рост витка повышения ключевой ставки и повышения курсов. Рынок адаптировался. Все ожидали, что к августу ключевую ставку снизят. Теперь не снизят. Ну будет не 16%, а 17% — 18%. Хорошо. Но было то 7%, а стало 16%! Будет 17% после 16% — нехорошо, конечно, но голову пеплом посыпать явно не стоит. Понятно, что лучше от этого не будет, но и катастрофы никакой нет.
В одном представители автомобильного импорта едины: будет повышение цен или нет, причин для снижения спроса не видно никаких.