Posted 23 июля, 15:10

Published 23 июля, 15:10

Modified 23 июля, 18:06

Updated 23 июля, 18:06

Крушение «Суперджета» под Коломной: был ли у пилотов шанс на спасение?

23 июля 2024, 15:10
Сюжет
Авиация
В Сети появились утечки о ходе расследования авиакатастрофы с самолетом «Сухой Суперджет-100» компании «Газпром авиа». Названа новая причина ЧП: ошибки техников при установке датчиков угла атаки. Оценить версию «НИ» попросили авиаэксперта Вадима Лукашевича.

Алина Шувалова, Татьяна Свиридова

— В ТГ-канале «Авиаторщина» было сообщение о том, что один из техников во время ремонта установил два из четырех датчиков угла атаки с отклонением примерно в 5 градусов от значения, установленного руководством по эксплуатации. Неверные показания датчиков атаки привели к несвоевременной активации системы защиты, предохраняющей от выхода самолета на режимы сваливания, которая сама и направила «Суперджет» в землю.

— Сложно делать выводы до появления официального отчета. Время от времени появляются утечки, но понять, насколько они правдивы, невозможно. Если в момент ухода машины в пикирование летчики пытались вручную выправить ситуацию, это нормально.

— Не является ли сообщение о том, что летчики перешли на ручной режим управления и увеличили скорость, попыткой переложить вину на экипаж?

— Если будет установлено, что во время ремонта были неверно установлены датчики, то этот факт является первопричиной катастрофы. Что же касается пилотов, то очевидно, что они были опытными, с очень хорошим налетом. Что им можно инкриминировать? Неудачу при попытке вывести машину из аварийной ситуации, которая возникла из-за плохого ремонта?

— Пишут, что экипаж превысил скорость, перейдя на ручной режим управления.

— Самолет уже был в пикировании, то есть он несся к земле, скорость увеличивалась, потому что машина была в свободном падении. А если она шла носом, то скорость еще больше увеличивалась, так как падение было отвесным. Кроме того, работали двигатели, прибавляя скорость. В этой ситуации, даже если бы летчики просто бросили штурвал, самолет бы падал с ускорением. Не зря это называется «ускорение свободного падения». Поэтому и был включен режим ручного управления, пилоты пытались спасти ситуацию. У них не получилось. Почему — сказать сложно. Возможно, не хватило времени, возможно, не все распознали.

— Опубликованные заявления МАКа противоречат сами себе. В сегодняшнем сообщении ТГ-канала «Авиаторщина» сказано, что система безопасности сама ввела самолет в пикирование, а у летчиков не было времени распознать ситуацию. В другом говорится, что пилоты перевели управление в ручной режим.

— Мне кажется неверным реагировать на такие заявления МАКа, пока не будет отчета, который они обещают опубликовать в ближайшее время. Надо смотреть официальный документ, не стоит анализировать каждый чих.

В первых сообщениях заявлялось, что «Суперждет» летал в течение часа, в следующих — что разбился через 8 минут после взлета при наборе высоты. Говорилось и о пожаре в двигателях, сейчас очевидно, что это не так. Я считаю, что этому потоку сообщений вообще верить нельзя.

На данный момент обсуждаются датчики угла атаки, пошли циркулярные письма о том, как их устанавливать, как контролировать качество ремонта. Этому как-то можно верить.

Давайте дождемся отчета. В нем будут указаны первичная проблема и разбор действий летчиков. Если отчет будет грамотно составлен, в нем должно быть исследование на тренажере, которое покажет, мог ли экипаж что-то сделать. Так как летчики взяли на себя управление самолетом, перешли в режим ручного управления, желательно на тренажере «Суперджета» исследовать этот режим, чтобы понять, могли ли летчики вообще что-то предпринять, успевали ли. Могло ли вмешательство экипажа выправить положение или нет? Были ли они обречены, учитывая скорость, наклон траектории и высоту?

Мне не нравится, что каждую утечку все бросаются обсуждать. Проходит короткое время, и выясняется, что это неточно, неправильно. Будем ждать итоговый документ.

Как ранее писали «НИ», катастрофа SSJ-100 произошла около 15 часов 12 июля, когда самолет выполнял перегоночный перелет с аэродрома Третьяково в столичный аэропорт Внуково после ремонта и планового ТО на авиационном заводе им. Воронина в Луховицах. Однако, пролетая над лесным массивом в окрестностях подмосковной Коломны, самолет неожиданно рухнул на землю, взорвался и загорелся.

На месте крушения обнаружили останки двух пилотов и бортпроводника. По факту авиакатастрофы, приведшей к гибели людей, возбуждено уголовное дело. Его расследование передано в Центральный аппарат СК. При обследовании места крушения удалось найти и доставить в лабораторию оба черных ящика. Они оказались повреждены, но данные скопировать получилось.

Ранее среди вероятных причин катастрофы эксперты называли отказ двигателя, попадание птиц и некачественную сборку лайнера во время ремонта. Однако окончательная официальная версия трагедии еще не озвучена.

Подпишитесь