Виктор Левин
В январе весьма состоятельный сосед по даче, который последние 30 лет ездил на «мерседесах», свой 5-летний «ГЛЕ» решился заменить на элитный китайский гибрид «Ли7» за 9,5 млн рублей.
— Ну и как тебе китаец? — спрашиваю у соседа этим летом.
— Хорошая машина, хорошая… — задумчиво отвечает сосед и делает трагическую паузу.
А трагизм в том, что всего за считаные месяцы после покупки «Ли7» на российском рынке подешевел до 6 млн рублей. А некоторые торговцы готовы на условиях кредита и трейд-ина предложить «семерку» даже за 5,5 млн!
Для соседа-бизнесмена, который привык считать каждую копейку на любых сделках, потеря как минимум 3,5 млн — репутационный удар. Он точно не прогадал, когда в 2019 году купил «Мерседес ГЛЕ 300» за 4 млн 890 тыс. рублей, а через 5 лет и 130 тыс. км пробега продал его за 7 млн.
Но если «Ли7» на глазах теряет треть стоимости, то какова будет цена «китайца» через 5 лет? Возможно, что эта роскошная электричка с умершей батареей поедет не к новому владельцу, а прямиком на свалку. Либо его купят по цене металлолома и кузовных деталей для последующей перепродажи попавшим в ДТП.
Впрочем, можно утешить соседа тем, что он не один такой и не только «лисянги» дешевеют стремительным домкратом на нашем автомобильном поле чудес.
Еще один «рекордсмен» рынка — такой же гибрид с генератором под капотом Voyah Free. По данным «Авто.ру» на 15 июля, предложение этой модели начинает от 4 млн 600 тыс. рублей, тогда как еще полгода назад машина крепко сидела в сегменте люксовых авто с ценой от 8 млн рублей за штуку.
И ладно бы трагический ценопад касался только специфичных для России машин с электромоторами. Дескать, любители новейшей экзотики кончились — и цены на новые партии упали. Но похожая история и с чисто бензиновыми «лакшери-карами» из Поднебесной.
Возьмем пару практически одинаковых по своим параметрам автомобилей — семиместные и почти пятиметровые GAC GS8 и Exeed VX, которые по уровню оснащения готовы конкурировать с «мерседесом» GLS. Варианты от GAC стоят от 3 899 000 до 4 500 000 рублей, тогда как цена Exeed VX — 6 500 000–6 700 000. При этом тесты авторитетных экспертов журнала «Авто. ру» никаких очевидных преимуществ у более дорогой машины не увидели. Более того, даже нашли ряд достоинств, которых нет у конкурента.
Тогда за что переплачивать два миллиона рублей?
Но конкуренция в среде китайских авто существует и в рамках одного бренда! Вот, например, у крупного московского дилера, который раньше официально торговал «мерседесами», в одном салоне стоят две модификации кроссовера Hongqi HS5. Оба, кстати, 2023 года.
На первый взгляд, разница между «старым» и рестайлинговым вариантами (хотя они одного года выпуска!) лишь в решетке радиатора и оформлении морды автомобиля. Но «старый» стоит от 2 млн 890 тыс. (или 3 млн 600 тыс. без скидок), а «новый» — 5 990 000–5 460 000 рублей (если со скидками).
И за что, спрашивается, такая наценка? За решетку радиатора, новую прошивку мотора (+ 27 сил) и 8-ступенчатый автомат вместо проверенной «шестиступки»?
А не лучше ли будет купить «старый» Hongqi HS5, а в соседнем салоне — новый «Черри Тиго» на сэкономленные миллионы на тот случай, когда «Хунчи» будет ожидать дефицитные запчасти, или просто подарить его жене или подрастающему поколению?
Когда этот вопрос задаешь продавцам, они тоже улыбаются и разводят руками. Это в былые досанкционные времена цены на новые «мерседесы» или БМВ с «Ауди» диктовали из головных офисов компаний. А российскому дилеру, чтобы заработать свою копейку, оставалось лишь впаривать дополнительные опции и навязывать гарантийный сервис.
А теперь ценовой орднунг рухнул под стихией базара, о котором в подробностях рассказал «Новым Известиям» член правления Союза автосервисов России Александр Пахомов.
Суть в том, что новыми автомобилями из Китая торгуют по принципу сезонных овощей и фруктов. В самом начале сезона черешня может стоить и по две тысячи рублей за килограмм, а далее, по мере созревания в садах РФ, цена опускается и до 400 рублей.
Однако новый автомобиль — это не ягоды и не помидоры, а серьезная личная инвестиция граждан. И тут массовый «развод лохов на бабло» или откровенное вранье о потребительских свойствах машины имеет серьезные последствия.
Вот, кстати, в телевизионной рекламе городской китайский кроссовер на шоссейных колесах и с дорожным просветом не более 20 см лихо штурмует горный склон с камнями размером с баскетбольный мяч. Предупреждений о том, что увиденное — монтаж и повторять такой маневр в реальности смерти подобно, в ролике нет. Хотя очевидно, что мужественная колесница в лучшем случае перевернется через 10 метров отчаянного штурма горы.
Ну, а в целом то, что хорошо для продуктовых рынков, губительно для автомобильной среды. Заработав здесь и сейчас на задирании цен, завтра тот же дилер может лишиться доверия клиентов.
В свою очередь, ежели цивилизованный рынок превратился в восточный базар, то покупатели китайских авто должны внимательно изучать состояние рынка на момент приобретения того или иного автомобиля.