Юлия Литвиненко
Духовное управление мусульман Карачаево-Черкесии приняло указ, предполагающий временный запрет на ношение никабов в республике. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на муфтия КЧР, председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Хаджи Бердиева.
Он подчеркнул, что духовное управление мусульман КЧР считает ношение никаба в современных условиях в России запретным. Соответствующий запрет, как предполагается, будет действовать до «устранения выявленных угроз и нового богословского заключения».
Такой указ был принять в соответствии с постановлением Совета муфтиев Координационного центра мусульман Северного Кавказа относительно хиджаба и никаба.
Между тем, накануне муфтият Северного Кавказа выступил за полный запрет никаба в России. Об этом говорилось в заявлении, опубликованном на сайте Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК).
В КЦМСК подчеркнули, что исламская религия предписывает закрытие частей тела за исключением лица, кистей рук и ступней ног, то есть предписывает ношение так называемого «хиджаба», где лицо остается открытым. Речи о запрете хиджаба не идет и не может идти. Что касается никаба, то, как пояснили в Координационном центре мусульман Северного Кавказа, этот элемент одежды, согласно мнению большинства исламских ученых, не является обязательным для ношения.
«Мы, мусульмане Северного Кавказа, как и наши предшественники богословы, поддерживаем мнение большинства исламских ученых о необязательности „никаба“. Утверждение же некоторых лиц о том, что лицо и руки в исламе являются авратом — недостоверны, недопустимы и даже запретны в исламе, если это вносит смуту и раскол в обществе», — говорится в заявлении.
В КЦМСК добавили, что никаб никогда не являлся традиционной формой одежды для Северного Кавказа.
Учитывая принцип «не навреди и себе, и исламу, и всему обществу», представители КЦМСК заявили, что в России сегодня ношение никаба, паранджи и других, скрывающих лицо, головных уборов может нанести «вред мусульманам», а также грозит «раздором в межрелигиозных и межнациональных отношениях».
В Дагестане, однако, не увидели достаточных оснований для всеобщего запрета никаба. Тем не менее там допускают — в определенных ситуациях из соображений безопасности — локальный запрет на ношение никаба.
Позднее заместитель муфтия региона Абдулла Селимов пояснил, что муфтий РД объявил о временном запрете ношения никабов до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения.
Муфтий Башкортостана Айнур Биргалин также поддержал решение запретить ношение никаба.
В его регионе никаб — «редкое явление». По словам Биргалина, такой головной убор вызывает страх у многих людей, «что отталкивает их от ислама».
«На сегодняшний день никаб ассоциируется с чем-то опасным и негативным, связанным с исламом и мусульманами. Более того, никаб никогда не был популярен в наших землях. Обсуждение этой темы в Башкортостане не популярно и не актуально», — указал он.
О напомнил, что цель ислама — распространять мир и спокойствие. Если вопрос касается безопасности и спокойствия общества, то следует учитывать эти аспекты и «быть готовыми отказаться от каких-то второстепенных вещей ради сохранения гармонии и единства в нашем обществе».
Профессор арабской филологии и исламских наук Абдулраззак Ас-Саади также разделяет мнение о необязательности ношения никаба. По его словам, в некоторых случаях он даже является помехой, пишет «Газета.Ru».
«Если женщине нужно явиться в суд для свидетельства или к врачу для лечения, она должна показать свое лицо. Поэтому нельзя утверждать, что никаб обязателен», — пояснил эксперт.
Он добавил, что это также может создавать проблему в плане обеспечения безопасности в обществе: ведь под никабом может скрывается преступник или террорист, притворяющийся женщиной. Профессор подчеркнул, что необходимо учитывать обстоятельства стран.