Posted 4 июля, 07:13

Published 4 июля, 07:13

Modified 4 июля, 20:24

Updated 4 июля, 20:24

Экономисты США предлагают ввести больше санкций против Совкомфлота

Танкерная война: почему США не оставят в покое Совкомфлот

4 июля 2024, 07:13
Фото: Shutterstock / Tommy Chia SG
Экономисты США предлагают ввести больше санкций против Совкомфлота
Помимо вторичных санкций, главный удар американской администрации сейчас направлен на борьбу с российскими танкерами, перевозящими нефть и нефтепродукты. Переход России на теневой флот не смущает американских экономистов, готовящих свои предложения для Белого Дома.
Сюжет
Деньги

Елена Петрова, Татьяна Свиридова

Совкомфлот может лишиться в ближайшее время еще, как минимум, 15 танкеров, которые активно перевозят российскую нефть и нефтепродукты. Эта информация появилась на сайте научного института Brookings, где, как и в других университетах и think tanks, не одна сотня ученых разрабатывает санкции против России.

Американские экономисты считают углеводороды главным источником поступления денег в Россию и решают сложную задачу — как не подстегнуть мировые цены на топливо и одновременно наказать Кремль. Почему целью выбран СКФ, а не теневой флот, который будоражил воображение многих?

Принуждение или эскалация?

Вопреки распространенному в России мнению о том, что Запад хочет уничтожить нашу страну экономически, архитекторы санкций решают одновременно две задачи — как не допустить взрывного роста цен на топливо и заставить российские власти отказаться от своего внешнеполитического курса. Об этом Робин Брукс, один из авторов санкционного потолка в 60 долларов за баррель, и пишет в своей статье.

До начала СВО Россия поставляла на мировые рынки 6 миллионов баррелей нефти в сутки. Цена главного российского сорта Urals мало чем отличалась эталонного Brent, а поставки шли в основном в Европу. В июне 2022 года после начала боевых действий на Украине цена за баррель достигла 122 долларов. На этом фоне в 6-м пакете санкций ЕС был сформулирован фактический запрет на торговлю с Россией нефтепродуктами, что привело бы к еще большему росту. И тогда украинцы попросили не вводить запрета, ограничившись потолком.

В первые 9 месяцев 2023 года доходы России от нефти сократились на 40%. В денежном выражении бюджет терял 5 миллиардов долларов в месяц до ноября прошлого года. Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов не отрицает воздействия санкций, но любые оценки потерь считает только прикидкой:

— Эффект санкционного давления присутствует в виде ценовых дисконтов на российскую нефть и дополнительные потери — периодическое увеличение ставок фрахта при введении той или иной санкционной инициативы. В сентябре ставки фрахта падали, а в октябре, когда ввели блокирующие санкции, тогда они начали резко расти, так как у перевозчиков усилились санкционные риски. Но количественно сказать я не берусь. Для такого подсчёта нужны достоверные данные, которых ни у кого нет.

Почему российский теневой флот беспокоит американцев, но не сильно

В ноябрю 2023 года Россия закрыла дисконтную разницу Urals к Brent, которая в начале конфликта с Украиной составляла 20-30 долларов с каждого барреля, а сейчас не превышает 12 долларов. Это хороший показатель, считает Алексей Громов, поскольку до 2022 года скидка составляла 3-5 долларов.

Рост танкеров теневого флота увеличивает доходы России, однако затраты на покупку судов, рост фрахта и страховок на «ничейные» танкеры также возрастают. Пока неясно, какое воздействие окажут на торговлю новые санкции против российских страховщиков. В середине июня Великобритания ввела запрет против «Ингосстраха», а США — против «Согаза» и Российской Национальной перестраховочной компании.

— Это попытка западных стран повлиять на рынок страхования нефтеналивных грузов, с тем, чтобы ограничить возможности России по экспорту нефти. Если у вас нет страхового покрытия, большинство портов либо не примут танке, либо нельзя будет остановиться для обслуживающих мероприятий, потому что нет необходимого страхового покрытия, — объясняет последствия Алексей Громов.

Для ограничения теневого флота США начали давить на страны, которые предоставляют «удобные» флаги и морской регистр. Как бы не хотели морские власти Либерии и Маршалловых островов заработать на российских голубых картах — карточках страхования российских нефтеналивных судов и грузов — они их фактически отозвали, поскольку штаб-квартиры морского регистра обеих стран находятся в США.

— Поскольку это произошло, мы вынуждены переводить тот флот, который перевозит российскую нефть, в основном, теневой, из-под флагов этих стран. На Либерию и Маршалловы острова приходится порядка 20% мирового дедвейта судов, которые ходят по морям и океанам. Россия стала переводить наши суда в другую юрисдикцию, например, под флаг Габона.

Естественно, все эти меры стоят денег и снижают доходы, но не объем торговли, который и влияет на мировые цены. Таким образом, главная задача — не уронить цену галлона бензина перед выборами в США — решается.

Почему Совкомфлот?

Теневой флот будет, и с ним американцы смирились, хотя давление на него не уменьшается. Мнения, как поступить дальше, среди авторов санкций расходятся. Есть предложения сделать Балтику свободной от «теневого флота». Но это предложение вряд ли пройдет. Российский эксперт ТЭК Алексей Белогорьев в интервью «НИ» уже назвал эту меру «объявлением войны». Распознать, какой танкер теневой, а какой «чистый», невозможно, и любые попытки установить этот факт приведут к эскалации вплоть до военной. Этого на Западе не хотят.

Еще одно предложение — запретить продажу судов нераскрытым покупателям, но и оно нереализуемо. В 2022 году в Индии появилось множество компаний, которые «вдруг» получили на баланс не один десяток танкеров. После введения против них санкций фирмы и фирмочки в один день закрылись, а все эти суда благополучно «переехали» под другую крышу в Африку.

Если следовать санкционной логике, единственной оправданной целью остается Совкомфлот и его танкеры, которые еще не попали под американские санкции. На 14 судов были наложены ограничения в феврале этого года, на 6 других — еще раньше. Всего в госкомпании насчитывается 120 судов. Таким образом, «чистыми» остаются 100. Но не каждый танкер используется одинаково активно.

До санкций на 14 танкеров приходились 2% общего объема морских перевозок. После введения ограничений этот показатель упал до нуля. Неизвестно, пишут авторы, что случилось с судами, были ли они переведены в «теневой» флот или стоят без дела. Скорее всего, они ушли в «тень», поскольку общий объем поставок не снизился.

Теперь предлагается объявить санкции против 15 танкеров, которые играют более существенную роль в бизнесе Совкомфлота. Они перевозят 7% всего морского экспорта российской нефти. Тем самым, половина объемов Совкомфлота уйдет из российской юрисдикции.

Но самое главное, что мировые цены на нефть и нефтепродукты, скорее всего, не изменятся, уверены авторы.

«Учитывая, что деятельность среди несанкционированного флота, состоящего из 100 судов „Совкомфлота“, является высококонцентрированной, мы рекомендуем ввести санкции в отношении этих судов несколькими раундами. Мы ожидаем, что такой процесс практически не окажет влияния на мировые цены на нефть, но подозреваем, что это действие приведет к значительному снижению доходов России от торговли нефтью», — пишут Робин Брукс и Бен Харрис.

Меры против «теневого» флота и СКФ ведут к тому, что аппетиты покупателей российской нефти только растут. Индия, например, на несколько месяцев отказалась от российского дальневосточного сорта «Сокол», выторговывая себе скидки. При этом никто в Дели не отказывается от поставок из России, но при любом усилении санкционного нажима «Роснефть» со товарищи немедленно приглашаются на переговоры, которые заканчиваются приблизительно одинаково — увеличением дисконта для покупателя. В Индии это modus operandi.

На фоне американских санкций против Совкомфлота в феврале 2024 года индийская частная корпорация Reliance отказалась от российских поставок и закупила нефть у американцев. Индийские трейдеры уверены, что скидка в американском контракте была очень привлекательной.

Несмотря на растущее давление США, Россия всегда находила обходные пути для продолжения экспорта. По разным причинам, и российские экспортеры, и американские власти не хотят, чтобы объемы экспорта из нашей страны снижались. Одни — чтобы не «уронить» поступления в российский бюджет, если уж приходится платить больше издержек, а другие — чтобы не повысить цены на американских бензоколонках. Не хочет этого нынешний хозяин Белого дома Джо Байден, ни следующий, как бы его ни звали. Но и в российской столице камикадзе тоже нет. «Огоньку» никто добавлять не хочет.