Елена Петрова
Несколько встреч главы российского государства — с председателем КНР Си Цзиньпином и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым — были особенно важными для российского ТЭК, поскольку речь шла о будущем Газпрома.
«Народное достояние» стало предметом заботы власти по итогам прошлого года. Чистый убыток на 629 миллиардов рублей, потери в основном бизнесе — добыче и продаже газа — на 1,2 триллиона и полная неопределенность по поводу будущего компании. Государство привыкло пользоваться Газпромом и в плане денег, и в плане политики. После потери европейского рынка нужно было думать и о ближайшем будущем, и об отдаленном. О чем же шла речь между главами государств?
Это только кажется, что Владимир Путин и Ильхам Алиев разговаривали вдвоем. На самом деле, на встрече незримо присутствовал еще один участник встречи — украинский президент Владимир Зеленский. Потому что речь шла об украинском транзите трубопроводного газа в Европу. Контракт на прокачку заканчивается 31 декабря 2024 года. 5 лет назад украинцы неохотно заключали контракт с Газпромом, однако он оказался для них крайне выгодным, даже несмотря на сокращение объемов. Тем не менее, украинцы отказываются его продлевать.
Для европейских стран — Австрии, Словакии и Венгрии — остановка прокачки будет означать, как минимум, рост расходов на топливо. Но есть другая проблема — газа в Европе сейчас не хватает. США сможет нарастить поставки СПГ только к 2026 году, а надежды Вены на то, что северный сосед Германия поделится с ней голубым топливом, остаются эфемерными. Тогда в Еврокомиссии предложили хитроумный план — загрузить мощности газом из Азербайджана, благо, что свободной инфраструктуры более, чем достаточно, из 3 пригодных веток работает одна через Суджу.
В интервью «НИ» Директор Центра исследований в нефтегазовой сфере НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин выразил недоумение, зачем европейцам Азербайджан:
— Какая роль Азербайджана — получить процент? Зачем это нужно России и Европе? Непонятно. Вопрос в самом механизме. Это вполне можно сделать и без Азербайджана, если у европейцев есть желание.
Ильхам Алиев так, видимо, не считает. Но есть проблема. У Азербайджана нет столько газа, чтобы можно было свободно обслужить сразу два направления — турецкое и российское. Есть и другие обстоятельства, на которые топливный вице-премьер Новак туманно намекал журналистам:
«Это вопрос, который вообще-то требует длительной проработки… И не от нас зависит… И в большей степени, будем так говорить, касается хозяйствующих субъектов. И в этом плане — да, обсуждалось.»
На пути азербайджанского газа в Европу есть более существенные препятствия. Во-первых, газ в республике добывает не государственная компания, а консорциум во главе с британской BP. Строго говоря, для начала надо спросить британцев, хотят ли они менять шило на мыло — проработанные, прописанные контракты с европейцами при поставке по турецкому маршруту на контракты с теми же европейцами, но по украинскому транзиту. Контрактов нет, переговоры не велись, да и самой трубы на север тоже нет.
Она, конечно, есть, но чтобы прокачивать необходимые мощности, газопровод нужно расширять. Это ведет к новой проблеме.
— Против газа нет санкций, но ВР официально ушла из России. А тут она, получается, будет платить за услуги, которые ей оказывает Газпром на территории России. Тоже появляется вопрос: вы ушли, а теперь вернулись? Или как? — задает закономерные вопросы Вячеслав Кулагин.
Вице-премьер оттого еще раз и подчеркнул, что решение вопроса украинского транзита в руках властей Украины. Может быть, Ильхам Алиев не столько выступал в роли продавца, сколько посланника. Однако какое предложение поступило с Запада, озвучено не было, поэтому и поручение президента вице-премьеру звучало расплывчато.
Второй энергетический проект занимает российского президента куда больше, хотя простым его назвать трудно. 10 лет Газпром бьется с Китаем за второй газопровод на восток. «Сила Сибири -2» стала уже некоей фата морганой в российско-китайских экономических отношениях.
Последняя попытка продвинуть трубу, которая соединит Западную Сибирь с Поднебесной, была предпринята во время визита Владимира Путина в Китай сразу после инаугурации. Однако положительных сигналов из Пекина не поступило, и глава Газпрома Алексей Миллер остался дома, не поехав вместе с президентом. Вместо него компании ТЭКа представлял посланец российского СПГ Леонид Михельсон.
«Сила Сибири -2» — значительно более дорогой проект. Он соединит месторождения на Ямале сначала с первой «Сибирью» в районе Байкала, потом пойдет параллельным курсом на Восток. Протяженность трубы на 1700 км превысит первый проект. Она пройдет по территории с непростыми условиями пролегания, что увеличит и без того немалые расходы.
Но расхождений между новыми-старыми партнерами значительно больше, чем только вопрос, кто заплатит за стройку. При заключении контракта стороны подписывают условия, на которых будет поставляться газ.
В случае с «Силой Сибири» Газпрому, можно сказать, повезло: цена на газ была привязана к цене на нефть. При падении нефтяных котировок все переживали, что Газпром работает себе в убыток. Однако цены на черное золото выросли, и газ стал приносить приличные деньги.
Но вторая труба строится в совершенно других геополитических условиях. Китайцы знают, что деваться России с трубопроводным газом некуда, поэтому ведут переговоры с позиций силы. Перед встречей в Астане появилась информация, что китайцы хотят привязаться не к нефти, а к углю. Цены на уголь падают и расти не будут. По факту это означает, что газ Поднебесная будет получать по внутренним российским ценам.
Если учесть, что строить будут, видимо, снова за свои, или как рассказал «НИ» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший научный сотрудник Финансового Университета Станислав Митрахович, за кредиты, взятые у российских банков, то окупаемость вожделенного проекта не наступит никогда.
И вот главы России и Китая предприняли еще одну попытку оживить проект. Александру Новаку дано поручение начать переговоры. Получил ли вице-премьер новые вводные, осталось за кадром.
Китайцам торопиться некуда и менять свою позицию незачем. Газпрому новая труба в перспективе 15 лет, кроме расходов, не принесет ничего. Может быть, действительно активнее заняться продажей нефти? Там у газового монополиста перспективы куда более интересные.