Posted 12 июня, 05:18
Published 12 июня, 05:18
Modified 12 июня, 05:20
Updated 12 июня, 05:20
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Европейские чиновники и правительства стран ЕС ведут переговоры с украинским правительством о продлении газового транзита через Украину из России, сообщило агентство Блумберг со ссылкой на несколько анонимных источников.
Однако речь идет не о продлении соглашения с Газпромом на поставку газа в Европу, а о том, чтобы получать голубое топливо по российско-украинской газотранспортной системе из Азербайджана.
Таким образом, в Брюсселе хотят решить сразу несколько проблем. В Еврокомиссии неоднократно заявляли, что страны континента откажутся от российского топлива. Поставки с Южного Кавказа позволят чиновникам сохранить лицо, тем более, что добывает газ на Каспии британская ВР.
Транзит через Украину также даст воюющей стране деньги, и немалые. За прокачку газа Газпром должен был бы заплатить Нафтагазу Украины до 7 миллиардов долларов в год, согласно пятилетнему контракту, который истекает в декабре этого года. Из-за сокращения объемов реальная сумма значительно меньше, однако любой доллар — доход в бюджет, который на 60% находится на внешнем финансировании.
Как говорит русская поговорка, азербайджанский газ позволит европейцам «и невинность соблюсти, и капитал приобрести».
Однако в России скептически относятся к новой европейской инициативе.
Крупнейшими покупателями российского трубопроводного газа остаются Австрия, Словакия и Венгрия. Они получают топливо по единственной действующей ветке газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород» через украинскую Суджу.
Европейская комиссия давит на австрийцев, требуя отказаться от поставок Газпрома, но сделать это не так просто. Правительство Австрии заявляло о программе экономии топлива, использовании биогаза, о переговорах с Германией на предмет поставок с севера. Однако свободных газовых объемов в Европе нет, а сотрудничество с Газпромом идет четко, говорит Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов:
— Газпром исправно исполняет контракты в отношении Австрии, а Австрия исправно платит за российский газ на условиях, когда взаиморасчёты исполняются в рублях. Здесь до последнего времени проблем не наблюдалось.
В России понимают озабоченность Австрии, однако оценивают перспективы отказа от российского газа скептически. Газпром поставляет сейчас в Европу около 22 миллиардов кубометров газа в год. Около 13-14 миллиардов идет через «Турецкий поток». Алексей Громов говорит, что существует основной сценарий, по которому украинский транзит не будет использоваться полностью. За счет дозагрузки увеличатся поставки газа в Южную Европу через Турцию, поэтому поставки в Европу снизятся еще на треть до 15 миллиардов кубометров в год.
Поэтому европейские правительства, которые лишатся топлива через полгода, начали активно лоббировать подачу азербайджанского газа через Россию и Украину.
Эксперты говорят, что теоретически Азербайджан может купить газ у России и поставить его по трубе через Украину в Европу. Но при этом возникает целый ряд вопросов, указывает Директор Центра исследований в нефтегазовой сфере НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин:
— Россия сдаёт покупателям газ на территории Европы, и те сами транспортируют его через территорию Украины и тем самым выполняется действующий контракт. Если здесь появляется Азербайджан, то непонятна его роль, если всё могли сделать европейские покупатели. Какая роль Азербайджана — получить процент? Зачем это нужно России и Европе? Непонятно. Вопрос в самом механизме. Это вполне можно сделать и без Азербайджана, если у европейцев есть желание.
Другой вариант, когда европейцы оплачивают Газпрому транзит газа из Азербайджана. Такой вариант также имеет ряд сложностей. Консорциум под управлением британской компании ВР добывает ограниченное количество газа, который он продает через «Турецкий поток» в Грецию. Даже физически перенаправить газовый поток на север через Грузию проблематично — пропускная способность трубы низкая. Но и по объемам Азербайджан не сможет поставлять газ в два конца — его просто не хватит.
И есть еще одно обстоятельство — газ из Азербайджана продает не правительство страны и не госкомпания, а Бритиш петролеум, европейский нефтегазовый гигант. У них есть контракт с итальянскими клиентами на поставку газа, а, например, с Венгрией у компании никаких подписанных бумаг на поставку нет. Большого смысла менять одного европейского покупателя на другого у британцев тоже нет.
— Поддерживать украинскую ГТС за счёт транзита? Ну хорошо, поддерживаем. Но вопрос в том, что этот газ должен пройти через территорию России. Тогда вопрос: а у России какой интерес? Одно дело, когда у нее есть интерес транспортировать через Украину, чтобы был рынок сбыта для своего газа. И совсем другое дело, когда Россия не понятно зачем вдруг осуществляет поставки газа, альтернативного самому российскому газу. Зачем это нужно? — рассуждает Вячеслав Кулагин.
Еще одна опция — поменяться «трубами». Россия могла бы полностью перейти на «Турецкий поток», а ВР — на украинский транзит. Но для этого нужно переписать столько контрактов, что даже времени до конца года не хватит, не говоря о том, что целесообразности для России нет.
Корпорация ВР очень хорошо известна в России. Когда-то у британцев было много проектов, которые принесли и им, и российским олигархам, и самой стране много денег. В 2022 году ВР ушла из России.
Переброска азербайджанского газа на Украину станет возможной, если британская компания подпишет соглашение с Газпромом о разрешении на транзит. Газотранспортная система между Россией и Азербайджаном потребует расширения, и тогда европейский бизнес в лице ВР будет участвовать в развитии российской ГТС и будет инвестировать в нашу страну.
— Против газа нет санкций, но ВР официально ушла из России. А тут она, получается, будет платить за услуги, которые ей оказывает Газпром на территории России. Тоже появляется вопрос: вы ушли, а теперь вернулись? Или как? Таких вопросов много, — резюмирует эксперт.
У британцев возникнут проблемы не только в России. В Азербайджане есть мощности, которые работают на «Турецкий поток». Однако месторождения там непростые, в плане добычи. Газ, в силу тяжелых условий, на выходе дорогой, так что до резкого скачка цен в 2021–2022 годах правительству Азербайджана приходилось его субсидировать.
Это не Россия, говорит Вячеслав Кулагин, где куча месторождений, и в любой момент можно нарастить добычу. Можно обсуждать разные схемы, но если Европа хочет задействовать украинский транзит, Азербайджан здесь не нужен. Достаточно договориться с Украиной или перенести точку приема газа, предварительно скорректировав цену.
Но такой вариант политически оказывается самым сложным.