Posted 28 июня, 11:51
Published 28 июня, 11:51
Modified 28 июня, 12:16
Updated 28 июня, 12:16
Елена Петрова
Слабый голос, неуверенные ответы, забывчивость, ход мыслей терялся — это не выписка из истории болезни пожилого человека. Это описание выступления президента США и Верховного главнокомандующего Джо Байдена на дебатах с Дональдом Трампом, которое впервые транслировал телеканал CNN, яростно поддерживавший демократа в прошлом избирательном цикле.
Даже ведущие CNN, которые не стесняются в выражениях по поводу будущего кандидата от Республиканской партии, были в растерянности. «Что же нам делать?» — вопрошал звезда канала, который комментировал не одни выборы в США, Джон Кинг.
Действительно, Дональд Трамп буквально купался в своих фантазиях и откровенной лжи так, что журналисты-фактчекеры устали считать несоответствия в речи бывшего и, видимо, будущего президента США. Но он свои предложения и мысли проговаривал до конца, в отличие от Джо Байдена.
Когда ведущие NBC, еще одной национальной телевизионной сети, позвонили конгрессмену от Демпартии, он грустно пошутил: «Лучшее, что я могу сделать для президента, это сказать, что вы мне не звонили».
Однако всей Демпартии сделать вид, что этого не было, будет невозможно. Спонсоры Демпартии уже перевели в избирательный фонд Байдена более 156 миллионов долларов, и это ситуация на май. Получается, что деньги будут выброшены на ветер?
Джо Байден вступил в избирательную борьбу под лозунгом не дать Трампу снова прийти к власти. Если бы не Трамп, признавался сам президент, он бы сильно подумал, входить ли в эту реку еще раз в возрасте 81 года.
После дебатов сами демократы видят, что катастрофа близится, и виноваты в этом не только поляризация американского общества, а их кандидат. Но что это значит — заменить кандидата перед партийной конвенцией, кто может вступить в борьбу, и главное — захочет ли уступить место молодым Джо Байден?
Вопреки начавшемуся вою в Демпартии «Усе пропало, шеф», судьба американских выборов лежит в руках самого президента. В новой и новейшей истории национальные партии никогда не меняли кандидата на пост президента за полгода до выборов.
Объяснение этому чисто практическое. Выборы в США — это длительная пиар-компания, которая начинается задолго до того, как делегаты конвенции объявят имя своего кандидата. В нее вкачиваются сотни миллионов долларов, а работа на местах начинается сразу после промежуточных выборов за два года до президентских.
И республиканцы, и демократы знают — выборы не выиграть, если выйти с новичком, да еще после скандала. Так было в 2016 году, когда кандидаты от обеих партий были фактически дискредитированы. Хиллари Клинтон и ее штаб брали деньги на выборы у арабских фондов, что не противозаконно, но не понравилось избирателям, а Трамп был замечен в харассменте и контактах с Россией для добывания «грязи» — так называется компромат в Америке — против демократов, что тоже было противно избирателям. Но обоих не поменяли, и победил популист Трамп, а не представительница истеблишмента Клинтон.
Заменить номинированного на президентскую гонку Джо Байдена нельзя потому, что за него проголосовали 99% участников праймериз. Отмена будет означать игнорирование мнения рядовых демократов, что еще больше углубит кризис в партии.
Тем не менее, устав Национального комитета Демократической партии содержит некоторые положения на случай, если номинант партии окажется недееспособным или решит уйти в отставку, а антибайденовский переворот на съезде теоретически возможен, хотя и крайне маловероятен, говорят юристы NBC.
Если Байден примет решение не номинироваться при выигранных праймериз до конвенции, делегаты съезда будут принимать решение с чистого листа. Каждый из кандидатов начнет агрессивную кампанию, которая может длиться только 1 месяц — в конце августа демократы, по закону, обязаны выдвинуть кандидатуру на президентские выборы. Сам Байден, за которого проголосовали 3900 из 4000 делегатов, хотя и будет иметь некоторое влияние на их мнение, но весьма опосредованное.
Если Джо Байден не захочет отказаться от выдвижения, в Демпартии нет механизма, как назначить преемника до съезда, и уж тем более, во время съезда. Да, в отличие от республиканцев, делегаты не обязаны голосовать за одного кандидата, но переубедить их будет крайне сложно.
В Уставе Демпартии прописано, как менять кандидата в случае вакансии. Это положение можно использовать в случае смерти, отставки или недееспособности кандидата. Как снять того, кто не хочет отказываться от выборов, там не написано.
Точно такая ситуация была с Хиллари Клинтон, которую в партии думали заменить за 2 месяца до выборов, но сделать это так и не смогли — Хиллари уперлась не хотела отказываться.
Тем не менее, разговоры о преемниках в Демпартии уже начались. Список возможных кандидатов невелик и повторяется из издания в издание. Это все люди из партийной верхушки — от вице-президента до губернаторов-тяжеловесов.
Это и понятно: на раскрутку «темных лошадок» времени нет. Конечно, кандидатов могло бы всегда выдвинуть левое крыло партии. Много раз на праймериз выдвигался Берни Сандерс, любимец американских студентов. Он запомнился тем, что пришел на инаугурацию в больших рукавицах и сидел один, не смешиваясь с прочими гостями.
Его и молодую демократку Александрию Окасио-Кортез в самой партии боятся больше, чем их ненавидят в Республиканской партии — спонсоры никогда не дадут деньги, которые нужны для избрания, тем, кто предлагает все отнять и поделить. К тому же, избиратели центра и выходцы из Латинской Америки никогда не проголосуют за леваков.
Первое имя, которое называется во всех дискуссиях, естественно, вице-президент Камала Харрис.
Но эта кандидатура не вызовет восторга ни у кого. Бывшая прокурор Калифорнии оказалась большим разочарованием для демократов. За время вице-президентства она ни разу себя не показала в политическом смысле.
«Очень слабая», — таково всеобщее мнение.
Ее шеф, будучи на вторых ролях, не стеснялся спорить и с президентом Обамой, и блокироваться с республиканцами, когда речь шла о важных законах. Первый раз, когда Камала Харрис жестко высказалась по поводу Байдена, было как раз вчера после его катастрофического выступления.
Но вряд ли это прибавит ей симпатий. Бить ногами упавшего товарища — не самый лучший способ повысить собственный рейтинг. Кроме того, калифорнийка Харрис не могла бы рассчитывать на выдвижение в качестве вице-президента губернатора Калифорнии Гевина Ньюсома — никто в Америке не захочет выбирать парочку из самого либерального солнечного штата, да и законом Калифорнии это запрещено.
Губернатору Калифорнии 56 лет — для политической Америки это юношеский возраст. Ньюсом отказывается говорить о замене Байдена, хотя в прошлом году он участвовал в дебатах с ультраконсервативным губернатором Флориды Роном ДеСантисом. Тогда в Демпартии это выступление посчитали разогревом на теневую компанию в битве за Белый Дом. Но оба участника — и республиканец, и демократ — в этом избирательном цикле остались за бортом. В этом есть резон — через 4 года для Ньюсома начнется его время, палиться сейчас, заведомо проиграв Трампу, ни ему, никаким другим демократам нового поколения не хочется.
Самый богатый из возможных кандидатов — 59-летний Джей Боб Притцкер, губернатор Иллинойса, родного штата президента Обамы, пишет «Гардиан». В Чикаго приняли закон о праве на аборт, сделав тем самым его «штатом-убежищем» для женщин из консервативных штатов. Он выступает за контроль над оружием и легализовал рекреационную марихуану.
Губернатор Мичигана Гретхен Уитмер была в шорт-листе кандидатов на пост вице-президента для Байдена в 2020 году и проиграла Камале Харрис. Джо Байден обязан ей тем, что перед его выборами Демпартия выиграла выборы в Конгресс США. У Гретхен Уитмер много врагов. В 2020 году ФБР арестовало 13 человек по обвинению в подготовке нападения и захвата в заложники политика. Она строго следует повестке демпартии и выступает за более строгие законы об оружии, отмену запретов на аборты и всеобщее дошкольное образование.
Многие демократы, как к палочке-выручалочке, все время обращаются к мысли о том, как было бы хорошо, если бывшая первая леди Мишель Обама возглавила бы партию на выборах. Сама Мишель Обама категорически, снова и снова, из интервью в интервью, говорит, что даже не рассматривает для себя такую возможность баллотироваться на пост президента.
Если бы Мишель Обама захотела, она стала бы грозным противником для Трампа. Америка, по крайней мере, просвещенная, обожает Мишель. Ее звездный статус помог бы партии. Она пообещала поддержать избирательную кампанию Джо Байдена, но и то не с самого начала. Дело в том, что Мишель дружит с бывшей женой Хантера Байдена, с которой тот развелся и нелестно отзывался об их совместной жизни. Так же холодно к Кейтлин Буль относятся и старшие Байдены. Этого Мишель им не может простить.
Тем не менее, ее муж Барак Обама активно работает по избранию Джо Байдена. Мишель как-то сказала Опре Уинфри, что для того, чтобы заниматься политикой, надо иметь для этого что-то в душе. У нее такой тяги нет совсем, заявила бывшая первая леди.
Так что о Мишель Обаме демократам остается только мечтать.