Posted 28 июня, 16:23
Published 28 июня, 16:23
Modified 1 июля, 11:02
Updated 1 июля, 11:02
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Проблема платежей по импортным контрактам постепенно превращается из сложной в малорешаемую, рассказали «НИ» импортеры, работающие через Китай. Из ЦБ раздаются голоса, которые больше напоминают сигналы SOS. Первый зампред Банка России Владимир Чистюхин призвал «как можно быстрее» использовать все механизмы платежей.
«То, что казалось нам вчерашним днем, непопулярным — там, не знаю, свопы, какие-то клиринговые системы, использование крипты — все надо апробировать, все надо пробовать», — заявил высокопоставленный чиновник.
Почему криптовалюта мало пригодна для импорта, и что мешает странам БРИКС ввести расчеты в единой валюте, «НИ» обсудили с биржевым аналитиком Александром Разуваевым.
— С 12 июня российские импортеры и экспортеры остались без биржевого курса доллара и евро. Вы нам говорили, что большой разницы между валютным курсом биржи и межбанком нет. Изменилась ли ваша точка зрения?
— Что касается ситуации с рублём… Ну да, есть официальный курс рубля, ЦБ его по межбанку ставит. Но на самом деле, как ЦБ его поставил, никому не ясно. По крайней мене, мне. Я считаю, что если вам надо узнать, какой сейчас курс рубля, обманывает вас банковское приложение или нет — берёте курс юаня на Мосбирже, берёте кросс-курс, посчитали, посмотрели, какой курс.
А что ЦБ нарисовал и как нарисовал, непонятно. А если вы смотрите торги по китайской валюте, то курс юаня — это биржа. И Форекс — международный валютный рынок. Взяли два рыночных курса и получили рыночный для себя. Я не настаиваю, но сам для себя так делаю.
— Возможно ли криптовалюту сделать платёжным средством?
— На самом деле, очень возможно. В Госдуме лежит законопроект о регулировании промышленного майнинга. Уже известно, что казна получит 50 млрд рублей, так посчитали майнинговые фермы. По мощностям мы вторые после Америки, хотя сильно ей проигрываем. Крипта вполне может стать платежным средством. Производители этого очень хотят.
— ЦБ и Минцифры продвигают цифровой рубль. Разве не он альтернатива доллару?
— Изначально делалась ставка на цифровой рубль, но не идёт. Более того, я считаю, что для людей он не очень интересен, потому что на него не могут начисляться проценты. А ставки сейчас высокие. А крипта очень — очень. Есть ещё альтернатива — исламский банкинг, но это касается только стран Ближнего Востока в плане торговли. Крипту можно использовать с кем угодно для трансграничных переводов.
— Почему криптовалюты трудно использовать для контрактов по импорту и экспорту? В чем их главный недостаток?
— Высокая волатильность. Крипта очень волатильна, потому что её котировки определяются спросом. Спекулянтам классно, но если криптовалюты использовать для внешней торговли, это создаёт серьёзные проблемы. Человеку, который покупает что-то за границей или туда продаёт, это создаёт сложности. Но в любом случае, это лучше, чем ничего.
— Много говорят о единой цифровой валюте для стран БРИКС. Когда она будет введена?
— Возникнуть она может хоть сегодня, если просто руководители ЦБ сядут и скажут об этом. Платформа-то есть. Другое дело, будут ли цифровым рублем БРИКС пользоваться во внешней торговле те же самые страны БРИКС? У нас-то нет выбора, а все остальные страны БРИКС (во всяком случае, крупнейшие Индия и Китай) вполне доллар устраивает. Он официальный, всё работает.
А самое главное: насколько доллар у вас может за день измениться? Полпроцента? Это уже серьёзно. А крипта, её как «шарашит»! Цифровой рубль БРИКС — я не понимаю, как там будет курсообразование. Можно фантазировать, но я лучше дождусь, когда всё заработает.
— Надеемся на Трампа и подождем возвращения доллара?
— Это политический вопрос. Есть такая точка зрения, что Трамп нам вернёт доллар. По крайней мере, я уверен, что ни наш ЦБ, ни Мосбиржа возражать не будут, если доллар вернётся. Биржа, как минимум, вернёт потерянные доходы. Комиссионные.
— А как же смерть доллара? О ней говорят многие экономисты и политологи, которых вы цитировали в наших разговорах. Сергей Глазьев, например.
— Они все — Глазьев, Сатановский… Может быть, когда-нибудь, не сейчас Америка действительно введёт валюту для себя, Канады и Мексики — амеро. Про это писали активно, когда «Леман Брозерс» в 2008 году накрылся. Может быть, когда-нибудь в Америке они займутся структуризацией долга, то тогда…
Что касается нынешней ситуации, действительно, доля доллара в резервах ЦБ снижается, во внешней торговле снижается. Но это пока не очень значительные изменения. И есть понятие привычки. Работает, и всё. И надёжно. Как у айтишников в поговорке: работает — не трожь.