Posted 22 июня, 08:46

Published 22 июня, 08:46

Modified 22 июня, 08:50

Updated 22 июня, 08:50

Атлант, который не взлетел

Не по рельсам, а по воздуху: в Кузбассе хотят возить уголь дирижаблями, которых…нет

22 июня 2024, 08:46
Фото: Atlant Cargo LTA
Атлант, который не взлетел
Из-за перегруженности железной дороги угольщики не могут перевозить «черное золото» вагонами и ищут альтернативные пути. С новаторской инициативой выступили в КузГТУ — вместо железной дороги предлагается использовать дирижабли. Инициатива выглядит очень современной, если бы не одно «но».

Елена Петрова

Из-за «поворота на Восток» трудности с транспортировкой испытывают не только нефтяники, у которых транспортное плечо выросло на две недели, минимум, но и угольщики. Дорога на Дальний Восток, где располагаются главные для Кузбасса порты с угольными терминалами, безнадежно перегружена. Между тем, в Кемеровской области добывается половина энергетических углей, и 70% угольного экспорта отгружается тоже отсюда. За угольщиков хлопотало руководство области, но приоритет отдается тем товарам, которые приносят больше всего денег в казну. Цены на уголь за год упали почти в три раза, поэтому и бюджет получает намного меньше денег от экспортеров «черного золота». Некоторые шахты и разрезы уже приостанавливают производство.

Но в Кузбассе ищут новые пути доставки. С новаторской идеей выступил проректор Кузбасского государственного технического университета (КузГТУ) Кирилл Костиков. Он предложил доставлять уголь с помощью дирижаблей. По мнению ученого, это сопоставимо с доставкой по железной дороге.

У интересной и в экологическом смысле прогрессивной идеи есть некоторые затруднения. Дирижабли в мире если и используются, то только иностранного производства, и только для того, чтобы возить туристов.

Между тем, у них есть масса преимуществ. Гибридные дирижабли, которые используют гелий и конструкцию самого аппарата для полета, сочетает лучшие качества самолетов, вертолетов и судов на воздушной подушке. Им не нужны аэродномы, вокзалы, наземные команды. Они могут сесть на любую ровную поверхность, включая воду. Дирижабли оснащены современной авионикой, средствами управления полетом и навигационными системами, которые позволяют совершать грузоперевозки в беспилотном режиме.
Дирижабли нового поколения разрабатываются в нескольких странах. Во Франции компания Flying Whales планирует начать доставлять грузы уже в этом году. Вся программа от проекта до ввода в эксплуатацию стоит около полумиллиарда евро. За 10 лет планируют построить 150 дирижаблей. Полезная нагрузка составит 60 тонн.

В Великобритании британский производитель дирижаблей Hybrid Air Vehicles (HAV) разрабатывает маршруты дирижаблей с 2021 года. Один из них — Барселона–Пальма-де-Майорка. Его 100-местный гибридный дирижабль Airlander 10 преодолеет 200 км между этими городами за 4,5 часа. Другие запланированные маршруты включают Ливерпуль–Белфаст — 5 часов 20 минут, Осло–Стокгольм — 6,5 часов и Сиэтл–Ванкувер — четыре часа.

Дирижабли разрабатывает компания LTA Сергея Брина, одного из создателей Гугла российского происхождения. 200-метровый дирижабль будет доставлять гуманитарную помощь, включая продукты питания и припасы, в отдаленные районы мира, к которым нелегко добраться из-за ограниченной или разрушенной инфраструктуры. В 2019 году LTA зарегистрировала дирижабль Pathfinder 1, оснащенный 12 электродвигателями и способный перевозить 14 человек.

В России также были проекты строительства дирижаблей. Дирижабль Atlant НПО «РосАэроСистемы» разработало в 2017 году. Из-за проблем с финансированием проект так и не увидел свет. Его создатель Геннадий Верба перебрался в Израиль и налаживает выпуск дирижаблей не в России, а на Ближнем Востоке. Грузоподъемность такого колосса составляет 100 тонн.

 

Дирижабли на службе угольщиков — это отдаленная мечта.