Posted 2 мая, 11:36
Published 2 мая, 11:36
Modified 6 мая, 18:45
Updated 6 мая, 18:45
Мария Соколова
По оценке Bloomberg Billionaires Index, за первые 3 месяца 2024 года совокупное состояние богатейших людей в России выросло на 14,895 млрд долларов. По текущему курсу это выходит почти 1,4 трлн рублей. Неплохо…
Самым успешным миллиардером, чьё состояние показало самый большой рост, оказался бывший бенефициар фонда, владеющего акциями производителя удобрений «Еврохим» и угольного холдинга СУЭК.
С юридической точки зрения СУЭК еще в 2022 году потерял связь с российскими миллиардерами. Но такие финансовые показатели — повод посмотреть, как вообще сейчас существует угольная промышленность России и где берет деньги.
Считается, что у угольных предприятий сейчас есть большие проблемы с экспортом своей продукции. Железная дорога испытывает перманентный дефицит пропускной способности Восточного полигона — расширение БАМа и Транссиба не поспевает за растущими потребностями. Плюс к этому в России не хватает локомотивов. Их производители просят смягчить требования к надёжности локомотивов старше 20 лет — запчасти на них уже не выпускают, и соответствующее нормам обслуживание обходится слишком дорого.
Впрочем, новые локомотивы тоже простаивают, на этот раз из-за дефицита импортных запчастей. Импортозамещение в очередной раз свернуло не на те рельсы. На совещании у вице-премьера Андрея Белоусова представители отрасли рассказали, что в России простаивает порядка 200 локомотивов.
В итоге местами складывается парадоксальная ситуация. Как утверждает глава парламента Хакасии (располагается у южной границы России недалеко от дальневосточных регионов) Сергей Сокол, местные предприятия из-за нехватки квот на вывоз угля по железной дороге на восток, вынуждены свою продукцию сначала отправлять на север, и далее уже судами по Севморпути транспортировать уголь в Азию. Из-за этого 2/3 от всей стоимости хакасского угля приходится на логистику.
Подливают масла в огонь представители портовой инфраструктуры: с февраля по апрель 2023 года угольные компании не отправляли уголь через терминал ОТЭКО в Тамани из-за «запредельных ставок». В итоге экспорт угля в I квартале сократился на 13%, Китай (основной потребитель) сократил закупки российского угля на 22%, а общие потери отрасли к концу года прогнозируются на уровне 450 млрд рублей.
Но всё это не мешает миллиардерам богатеть, так как есть ещё внутренний рынок угля. Именно дорогой уголь, например, стал одной из причин того, что в Забайкальском крае услуги ЖКХ с 1 июля подорожают почти на 20%: запланированная индексация составит 15% плюс имеется ещё предельно допустимое отклонение от неё на 4,9%. Уже через 2 месяца жителей Забайкальского края ждёт самое большое среди всех регионов повышение тарифов ЖКУ.
Альтернатив углю пока немного. Местные власти отчитываются о строительстве газопроводов в регионе и приёме тысяч заявок на газификацию частных домов. Но газ в Забайкалье дешёвым быть не может. Из Амурской области по железной дороге будет поставляться сжиженный газ, который после регазификации будет закачиваться в трубы к потребителям. Первыми в очереди на газификацию стоят Краснознаменск и Забайкальск.
А вот магистральный газопровод в Читу, которая признавалась одним из самых грязных городов России из-за выбросов угольных ТЭЦ и котельных (5 лет назад был зафиксирован рекорд — предельно допустимая концентрация бензопирена в атмосфере была превышена в 61 раз), пока находится только в стадии проектирования. И пойти труба должна будет от «Силы Сибири — 2». Но у «Газпрома» пока нет окончательных договорённостей с китайской госкомпанией CNPC о реализации этого проекта. Нет гарантий того, что новый экспортный газопровод будет построен.
Даже в центре угольной добычи — Кузбассе у людей есть большие проблемы с угольным отоплением. Этим топливом в регионе пользуются порядка 100 тыс. семей. Но жители часто вынуждены откладывать отопление дома до ноября или декабря, когда начинаются поставки угля по соцнормам. С государственными льготами тонна рядового угля прошлой зимой стоила 1302 рубля, тонна сортового — 2042 рубля. Можно не дожидаться льготных поставок и купить уголь по рыночным ценам, но тогда тонна рядового угля выйдет в 3136 рублей, а сортового — в 4194 рубля. Фактически на весь отопительный сезон на дом в 100 кв. м. может уйти до 14 тонн угля.
Уголь из-за отсутствия альтернативы оказывается очень дорогим топливом для людей. Зато (формально бывшие) бенефициары угольного бизнеса чувствуют себя очень хорошо.