Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Розничные цены на топливо растут по всей стране. В Москве и области дизтопливо подорожало за прошлую неделю на 20 копеек. Средняя цена солярки, по данным Московской топливной ассоциации, чуть превышает уровень 64 рублей за литр.
Прибавили в цене и бензины. АИ-92 и АИ-95 стали дороже на 17 и 18 копеек соответственно. 92-й сегодня торговался на московских АЗС по 52,02 рублей, 95-й — по 57 рублей 67 копеек.
Рост топлива в рознице темпами выше инфляции в стране нарушает «протокол Козака», названный по имени бывшего вице-премьера, заключившего соглашение с нефтяными компаниями, по которому ни бензин, ни дизтопливо не должны превышать инфляционный порог.
Именно за это крупные компании получают демпфер — компенсацию за разницу цен между внутренними и экспортными ценами. Однако на внутреннем рынке работают, помимо Лукойла, Роснефти и прочих Газпронефтей, не один десяток независимых АЗС, которые от государственного пирога не получают ни крошки. Рост цен начинается там, и за ними подтягиваются и крупные компании.
Долгосрочная статистика говорит, что нефтяные компании в общем и целом соблюдали договоренности, и цена на топливо росла в среднем ниже инфляции. Несмотря на вплеск осени прошлого года, по 2023 году дизель и бензин стали дороже на 7,23%, что ниже официальной инфляции.
Эксперт аналитического центра «ИнфоТЭК», доцент финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов говорит, что государство держит цены на АЗС под жестким контролем в режиме ручного управления. В отличие от оптового рынка, здесь ценообразование происходит по команде сверху:
— При этом оптовые цены всё-таки регулируются законами рынка и поэтому там возможны всплески цен, что приводит к давлению на розничный рынок. Возникает ситуация, когда разница между оптовыми и розничными ценами стремится к нулю, что делает розничный рынок невыгодным. Крупные нефтяные компании могут некоторое время позволить себе сдерживать розничные цены, в то время как независимые компании, у которых нет иных источников доходов, просто вынуждены поднимать цены в рознице.
Сейчас цены растут по всей стране, но ничего сверхординарного в этом нет, считают эксперты, в мае–июне бензин и дизель дорожают всегда. Люди начинают активно ездить, в том числе, в отпуска, а солярка востребована в сельском хозяйстве, трактора и комбайны на воздухе пока не ездят.
Всего в России работают около 15 тысяч заправок, и только 40% из них принадлежат вертикально интегрированным компаниям (ВИНК). Остальные — небольшие и средние предприятия, которые, в отличие от гигантов, живут только продажей топлива внутри страны. Именно они тянут цены вверх, считает директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:
— Независимые АЗС более чувствительны к росту оптовых цен. У них нет подушки безопасности, как у АЗС ВИНК. ВИНК могут перераспределять и работать в убыток какое-то время, в части розничных продаж. У независимых такой возможности нет. Кроме того, у независимых нет своих НПЗ, они вынуждены покупать на рынке. Они всегда чувствительны к росту цен, им приходится раньше повышать розничные цены и более сильно повышать. В этом смысле, у ВИНК есть конкурентное преимущество. Они тоже повышают цены, но делают это постепенно, с отложенным эффектом, это не так заметно для потребителей.
ВИНКи всегда могут компенсировать потери в одном сегменте увеличением маржи в другом. Если компания владеет одной бензоколонкой, но у нее выбор невелик, говорит Валерий Андрианов, либо закрываться и уходить с рынка, либо ставить цены выше, чем у больших. Но в регионах ценообразование не может идти параллельными путями:
— Но и ВИНКам иногда, особенно в отдалённых регионах приходится ориентироваться на цены независимых, потому что на заправках ВИНК будут заведомо низкие цены, то покупатели ринутся туда и будут вымывать весь объём товара и оставят бензоколонки без бензина. Поэтому они должны ориентироваться на общий уровень цены в регионе.
Основная переработка нефти сосредоточена в Европейской части страны. На Дальнем Востоке не так много НПЗ. Есть большие заводы в Хабаровске и в Комсомольске-на-Амуре, но главные мощности находятся в Поволжье.
Компания «Промрейтинг» сравнила цены на бензин в российских субъектах федерации. По данным на конец 2023 года, восемь из десяти регионов, где бензин самый дорогой в стране, располагаются в Сибири. За исключением Крыма и Севастополя, снабжение которых близко к военному, в шести регионах цена на бензин перешагнула порог в 60 рублей в Забайкальском, Камчатском крае, на Чукотке, в Якутии и в Магаданской области. Рекорд держит Сахалин — здесь литр бензина стоил 70 рублей 38 копеек.
Главная болезнь Дальнего Востока — его удаленность — проявляется и в ценах на топливо. Тарифы на перевозку по железной дороге растут, количество грузов из-за поворота на Восток — также, отмечает Валерий Андрианов:
— Мы переориентировали нашу экономику на взаимодействие с Китаем, поэтому железная дорога на Восток перезагружена. Возникает конкуренция между грузами, тем же углём и нефтью, которая идёт на НПЗ, нефтепродуктами, которые идут в восточные регионы. Осенью прошлого года были заторы логистики, которые стали важным фактором. Это отмечалось не только на Дальнем Востоке, но и в Южных регионах, что приводило к временному росту цен. Если не будет проблем с транспортом, то и цены будут более одинаковыми во всех российских регионах.
Правительство внимательно отслеживает ситуацию с ценами на топливо, но даже такой жесткий подход не спасает от роста цен. Как пишет аналитик Кирилл Родионов, цены на автомобильный бензин в апреле росли опережающими темпами. Инфляция составила 7,8%, бензин вырос на 8,5%, а дизельное топливо — на 11,3%.
При этом и солярки, и бензина в стране более чем достаточно, даже несмотря на выпадение мощностей из-за атак украинских дронов на российские НПЗ. После плановых и внеплановых ремонтов, стоивших российским нефтяным компаниям, как минимум, 10% продукции, власти пошли на возврат экспорта бензинов.
Но он развивается медленно. В мае, пишет телеграм-канал «Нефть и капитал», суточная отгрузка выросла только на треть от апрельской. 8,8 тысяч тонн в сутки, которые отправлялись за границу в последнюю неделю весны — это только треть объемов экспорта начала года перед запретом 1 марта.
С дизелем ситуация схожая. Объемы выпуска солярки как для внутреннего потребления, так и на экспорт в мае, по сравнению с первым кварталом, остались такими же. Правда, в связи с тем, что Росстат закрыл все данные по нефти и нефтепродуктам, отследить ситуацию в июне и дальше становится непросто. Зато действенными становятся любые угрозы со стороны власти. Рост цен на солярку там не остался незамеченным, и правительство немедленно пригрозило наложить эмбарго на экспорт.
Правда, сейчас речь идет о «перекупщиках», которые вносят сумбур в отстроенную систему. Это те самые трейдеры, которых прошлой осенью обвинили в росте цен на дизель. Много трейдеры на этом бизнесе сейчас не зарабатывают — для них действует повышенная пошлина в размере 50 тысяч рублей за тонну. Удушить экспорт можно и без запрета, подняв вывозную пошлину, говорят на рынке. Тогда те, у кого за спиной нет НПЗ, сами уйдут из торговли соляркой.
Государство привычно идет по пути запретов, считает Кирилл Родионов, хотя ситуацию можно было разрешить более рыночными методами:
«Для этого нужно резко повысить нормативы биржевых продаж, сделав биржевые закупки топлива более доступными для посредников, которые бы могли поставлять ДТ промышленным и сельхозпотребителям по более низким, нежели в конкретном регионе, ценам.»
Алексей Белогорьев считает, что сейчас ситуация на рынке намного более спокойная, чем она была в третьем квартале прошлого года:
— Сдерживание цен на нефтепродукты — вопрос не только социальный, а также поддержки экономики, это ещё вопрос борьбы с инфляцией, поэтому разные государственные интересы сходятся. Рост будет, но я не вижу оснований для резкого роста цен в рознице. Что касается оптового рынка, думаю, что ситуация прошлого года не повторится, для неё не видно предпосылок. То, что было в 3 квартале прошлого года, резкого роста цен, такого не должно быть.