Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Всемирная организация здравоохранения опубликовала рейтинг стран по уровню заболеваемости корью. Распределение мест шокирует: первые четыре строчки занимают бывшие советские республики: Казахстан, Азербайджан, Российская Федерация, Киргизия. В России в прошлом году корью болели 12 тысяч человек, а за первые четыре месяца 2024 года уже более 6 тысяч.
Абсолютное большинство заразившихся — дети до 5 лет. Из них 75% не были привиты вообще, а 99% не получили вторую дозу. Как ситуация с корью связана с вакцинацией против ковида, и, главное, как защитить детей от смертельно опасного заболевания, «НИ» поговорили с профессором вирусологии, главным научным сотрудником НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи Анатолием Альтштейном.
— Многие родители уверены, что корь — лёгкая инфекция, и ребёнок пусть лучше переболеет и получит пожизненный иммунитет. Так ли это?
— Ситуация с корью такая: во многих азиатских и африканских странах корь протекает тяжело, так как есть пороки с питанием, с витаминами, а в результате много детей умирает от кори. Даже в благополучных странах, если человек переболевает корью, вирус остаётся в организме навсегда.
У какого-то, пусть и небольшого, но заметного процента он вызывает поражение головного мозга, энцефалиты. Причём, эти последствия могут возникнуть много лет спустя, даже у людей пожилого возраста.
Если человек вакцинирован, то вакцинный вирус тоже остаётся в организме, но не вызывает таких поражений мозга. Поэтому вакцинироваться против кори нужно обязательно, не применять вакцинацию против кори — это невежественно. Органы здравоохранения должны тщательно следить за наличием и применением вакцины, и тогда кори практически не будет. Если же к кори относиться как к лёгкой инфекции, что совершенно неправильно, то корь будет.
— Почему появляются вспышки кори?
— Корь — чётко выраженная вакцинно-контролируемая инфекция. Против неё есть хорошая живая вакцина, которая была разработана ещё в первой половине 60-х годов прошлого века. Эта вакцина очень широко применялась в нашей стране и в мире, показав свою высокую эффективность. Применение её, конечно, является обязательным для профилактики этой инфекции. То, что корь снова подняла голову, и не только в России, это результат антивакцинных настроений, неправильный подход родителей к вакцинации и просчёты органов здравоохранения.
— Насколько стойкий иммунитет даёт прививка от кори?
— Вакцинироваться надо. Дикий патогенный вирус кори вызывает сначала иммунитет, а потом, спустя много лет, может вызвать панэнцефалит. Что касается иммунитета, то Противокоревая вакцина высоко иммуногенна и обеспечивает иммунитет надолго. Первую прививку делают ребёнку около года, вторую — в 5-6 лет. После этого человек считается защищённым на 10-15 лет.
С возрастом чувствительность к вирусу кори снижается, даже если человек не вакцинирован, и он никогда с корью не встречался, взрослый
человек заболевает гораздо реже. Но надо иметь в виду, что у взрослого корь может протекать тяжелее, чем у ребенка. Однако, если дети будут своевременно привиты, корь у взрослых будет редкостью.
— Почему так много лет не было слышно о кори, а сейчас в разных местах вспышки. Чем это вызвано?
— Я думаю, это вызвано невниманием к вакцинации. Не полностью вакцинируют детей, родители за этим не следят, недостаточно хорошо следят медицинские органы. Ребёнка, не привитого против кори, не стоило бы принимать в детские учреждения, тогда все бы вакцинировались.
— На фоне того, что вакцины против ковида супербыстро получали разрешения на использование, без соблюдения обычных сроков и процедур, антиваксерские настроения во всем мире превратились в мейнстрим. Не кажется ли вам, что отношение к прививкам против кори — это результат действия властей во время пандемии?
— Я бы употребил такое неприятное слово как «мракобесие». Причём, это относится, к сожалению, даже к очень образованным людям, которые, тем не менее, позволяют себе выступать против вакцинации, в принципе. Это очень серьёзная проблема — движение антиваксеров, которое поддерживается артистами, писателями, другими лидерами общественного мнения, к сожалению, даже некоторыми врачами. Такое поведение, мне кажется, должно очень серьёзно караться, особенно, медицинских работников.
— Сейчас много публикаций об осложнениях после прививок антиковидными вакцинами. В частности, кардиологические. Добавило ли это аргументов противникам вакцинации?
— Антиваксеры всегда найдут какие-то возможности для того, чтобы что-то поднимать на щит и бороться с вакцинами. Нет медицинских препаратов, которые не имели бы побочных эффектов и делали бы всё только хорошее и ничего плохого. Таких препаратов практически не существует, или есть чрезвычайно мало.
Против антиковидных вакцин поднимается волна возмущения. Говорят о миокардитах после применения аденовирусных вакцин (фирмы Астрозенека), повышение свёртываемости крови от М-РНКовых вакцин. Это, на самом деле, вещи довольно удивительные. Такого рода осложнения есть, но они редкие. Любая вакцина, если она даёт 1 тяжёлое осложнение на сто тысяч привитых, 1 — 2 тяжёлых осложнения на миллион — таких вакцин много.
Например, вакцина против натуральной оспы, которую удалось полностью искоренить благодаря вакцинации, и что стало одной из величайших побед человечества в 20 веке. При её применении осложнений было значительно больше, когда возникала инвалидность, 2 — 3 случая смерти на миллион.
Одна из самых замечательных вакцин 20 века — живая вакцина против полиомиелита, спасшая многие миллионы детей от инвалидности и смерти, вызывала 1 — 2 случая паралитического полиомиелита на миллион привитых. Это ясно, но вакцину применяют, она дала хорошие результаты, ставятся задачи по полному искоренению полиомиелита, а сейчас ведутся работы по созданию ещё более усовершенствованной вакцины, которая не будет иметь и этих последствий.
— Есть ли данные по осложнениям после вакцинации против ковида?
— Что касается новых вакцин против коронавируса, то да, конечно, они дают осложнения. Скажем, случаи миокардита после применения АстраЗенеки. Они встречаются, но, как правило, этот миокардит протекает легко. Тяжёлые случаи миокардита редкие. Гораздо меньше 1 на 100 тысяч, если говорить о тяжёлых осложнениях.
Но надо учитывать, как сейчас всё организовано. Если объявлено, что вакцина даёт такие осложнения, слово «изредка» тут не употребляется. Важно, что даёт осложнения. А дальше каждый человек, который попал в это осложнение, может подать иск против компании.
Есть огромное количество юристов, которые этим занимаются. Прочитайте романы американского писателя Гришема, там это очень интересно описано. Подаётся иск, раскаляется пресса. Всё преувеличивается такое число раз, что люди разводят руками и отказываются от вакцинации. Это современная беда.
Пресса публикует громкие заголовки, антиваксеры пользуются. Тот же самый поствакцинальный миокардит. Он возникает как осложнение после прививки редко, и, главное, он протекает легко, и в 95% случаев излечивается. Бывают, конечно, и тяжёлые случаи. Один на миллион — да, может быть. И это прекрасный результат.
— То есть, вы считаете, что другого пути, кроме как выдать разрешение, у властей не было?
— Вакцины эффективные, они помогали в 2021 году, когда были направлены против тех вариантов, которые в тот момент были. Они, конечно, спасли миллионы людей от смерти и защитили сотни миллионов от заражения.
Судьба этих коронавирусных вакцин была непростой, потому что в рекордные сроки они были сделаны, но первый год пандемии прошёл без вакцин. Только в конце 2020 года они появились, в 2021 году — применялись. В цивилизованных странах они применялись эффективно, быстро. Конечно, были результаты.
У нас вакцинация проходила очень медленно. К лету 2021 года было вакцинировано около 15%. Хорошей вакциной, которая была хорошо проверена, тем не менее, её внедряли со скрипом. К концу 2021 года было привито 50% населения России. Но в 2022 году пошёл «Омикрон», вакцина против него действовала уже слабо. Бездумное отношение к вакцинам, немедленное объявление их злом, агитация против их применения — это всё мракобесие.
— Возвращаясь к кори — люди опасаются осложнений. Что можно им сказать?
— Что касается осложнений, то коревая вакцина даёт незначительные осложнения. Это одна из довольно редких вакцин, где тяжёлых осложнений, которые могут привести к смерти, практически нет.
— Должна ли прививка против кори быть обязательной?
— Я считаю, что эта прививка должна быть обязательной. Корь у детей в цивилизованных странах протекает легко, но бывают случаи и тяжёлые. Это зависит от ситуации в семьях. Там, где у детей нет полноценного питания, болезнь гораздо тяжелее. Пока не было вакцины, миллионы детей погибали от кори. Надо пользоваться благом, которое даёт наука, разработавшая вакцину.