Виктор Левин
Очевидно, что Президент Путин держал в голове недавнее решение президента США Байдена, который персональным указом увеличил таможенные пошлины для китайских электромобилей и аккумуляторов сразу в 4 раза — до 100 процентов от их стоимости.
Байден пошел на поводу у Илона Маска, который весь прошлый год призывал закрыть американский рынок от «наглых» китайцев, которые продают аналоги «Теслы» вдвое дешевле его продукции. Так что теперь американским покупателям электричек на колесах можно только посочувствовать: халява кончилась!
Но сочувствие, надо полагать, адресовано китайским производителям, которые после ухода мировых брендов из России честно заполонили наш авторынок, не дав целой стране остаться без средств передвижения.
Однако…
Ровно днем раньше визита Путина в Китай Комитет Госдумы по промышленности и торговле направил премьеру Михаилу Мишустину предложение о ежегодной индексации утильсбора на колёсную технику. Ежегодно повышать ставки предлагается до 2030 года, чтобы утильсбор на автомобили с двигателями объёмом от 1 до 2 литров вырос почти в четыре раза.
Простой расчет показывает, что утильсбор на автомобили с ДВС вырастет с нынешних 300 600 рублей до 1,17 миллиона рублей в 2030 году.
В случае с электрокарами повышение будет носить фактически заградительный характер. Уже в 2024 году предлагается поднять ставку до 1,1 миллиона рублей, а к концу десятилетия размер утильсбора должен достичь 2,34 миллиона рублей.
Хорошо известно, кто автор этой затеи. 9 апреля в стать «Мечту — в утиль: АвтоВАЗ пошел войной на китайские автомобили и не только на них» НИ подробно разбирали выступление начальника всех «Жигулей» Максима Соколова, который на заседании думского комитета открыто и не стесняясь предложил запретить ввоз иномарок (в первую очередь китайских) в Россию — именно по причине, на его взгляд, НЕЧЕСТНОЙ конкуренции и слишком низких цен даже с учетом утильсбора в 300 тысяч и таможенных пошлин, что вдвое увеличивают цену иномарок в России.
«Благодаря усилению защиты рынка, импорт готовых автомобилей должен быть замещен инвестициями в их производство в стране (выделено нами — ред.)… Очевидно, что каждый из нас, являясь гражданином России, заинтересован в таком развитии ситуации», — подчеркнул Президент АвтоВАЗа Максим Соколов.
После публикации материала те самые патриотично настроенные граждане России в сотнях комментов к статье оценили идею отечественного производителя с обильным применением ненормативной лексики. При этом предложение читателей «сдать в утиль» как сам АвтоВАЗ, так и его директора, были отнюдь не самыми зверскими.
По большому счету главных аргументов «против» два.
Первый — АвтоВАЗ, выпускающий всего-то три модели одного Б-класса, обеспечить рынок России автомобилями не в силах. Даже при всех преференциях, утильсборах и списании долгов бюджету завод г-на Соколова не выпускает авто А, С, D, E, S классов. В его модельном ряду нет кроссоверов, рамных внедорожников, электромобилей, минивэнов, спорткаров, пикапов, универсалов, легких грузовиков, мини-автобусов… Говорить о разнообразии двигателей вовсе не приходится. Дизельных, например, как не было никогда, так и нет…
Поэтому, вводя запретительные налоги (а утильсбор — один из них), Соколов и Ко сажают всю страну на голодный автомобильный паек. 370-400 тысяч машин в год, которые способен выпускать ВАЗ — лишь 10-15 процентов от потребностей рынка.
Второй аргумент — вранье про защиту рабочих мест, в которой будто бы нуждаются труженики АвтоВАЗа и его смежников.
Помилуйте, в России жесточайший дефицит рабочих кадров! Сам АвтоВАЗ просит дать ему 3 тысячи заключенных для рабского труда на конвейерах…
И какие тогда рабочие места защищает Соколов и думцы?
Вопрос риторический.
А вот — настоящая дилемма для принимающего финальное решение по ставкам утильсбора премьера Мишустина: либо правительство вспомнит об интересах миллионов россиян, для которых покупка автомобиля становится недоступной мечтой, либо ВСЯ страна будет платить за хотелки одного завода. Который с 1977 года не в силах создать новую модель современного внедорожника…
КСТАТИ
Цены на продукцию АвтоВАЗа растут много быстрее инфляции и корректируются практически каждый месяц. 16 мая, например, завод в Ижевске возобновил производство Лада Ларгус. Новая цена шокирует — 1 660 000 -1760 000 рублей.
Для сравнения: в сентябре 2015 года Ларгус стоил 474 000 — 630 000 рублей. Налицо более чем трехкратное повышение стоимости.
И этого АвтоВАЗу мало?