Posted 9 апреля, 08:15
Published 9 апреля, 08:15
Modified 9 апреля, 08:24
Updated 9 апреля, 08:24
Виктор Левин
8 апреля состоялось заседание экспертного совета при комитете по промышленности и торговле Госдумы, который — цитируем — «поддержал предложения „АвтоВАЗа“.
Российские СМИ кратко сообщили об этом историческом заседании, подчеркнув только один аспект — предложение еще раз повысить утильсбор на иномарки. А между тем в тексте пресс-релиза от Лады. ру заявлено не просто очередное общипывание автолюбителей сбором, который прямого отношения к утилизации авто не имеет. Речь идет о стратегическом выборе, который должен закрыть целую эпоху в жизни страны:
«Благодаря усилению защиты рынка, импорт готовых автомобилей должен быть замещен инвестициями в их производство в стране (выделено нами — ред.)… Очевидно, что каждый из нас, являясь гражданином России, заинтересован в таком развитии ситуации», — подчеркнул Президент АвтоВАЗа Максим Соколов.
О как!
Если уж разговор идет на уровне ура-патриотизма, то сама собой вылезает цитата из Михаила Евграфовича Салтыкова- Щедрина:
«Заговорил о патриотизме. Как видно, украсть что–то хочет.»
Нет, мы далеки от обвинений Максима Соколова в воровстве или коррупции, покуда этого не докажет суд.
Украсть г-н Соколов хочет мечту народа о нормальном автомобиле. Почему так резко рубим с плеча? Да потому что ни по количеству, ни по ассортименту продукции заменить иномарки АвтоВАЗ не в силах.
В 2023 году АвтоВАЗ выпустил 374,077 тыс. автомобилей - рекордный объём за десять лет, который дал рекордную долю на убитом санкциями и уходом мировых брендов рынке — 30 процентов!
Однако потребности страны и народа в новых легковых автомобилях составляют от 3 (трех) и больше миллионов штук в год. Иначе стареющий автопарк России пойдет по пути Кубы с ее раритетным автохламом дореволюционных времен.
Что же до ассортимента продукции, то АвтоВАЗ способен предложить рынку всего-то 3-4 модели одного В-класса (Гранту, Весту и еще советскую Ниву). Ведь Тольятти не выпускает машин А, Д, Е, S классов, в его линейке вообще нет современных кроссоверов и внедорожников, минивэнов и пикапов, машин с дизельными двигателями, кабриолетов, спорткаров, гибридов и полностью электрических версий…
И откуда они вообще могут появиться, если сам АвтоВАЗ днем с огнем ищет электронику, катализаторы, АБС, Эйрбеги и автоматические коробки для своих Весты и Гранты и даже соглашался выпускать авто, но нормам Евро-0 и без перечисленных устройств?
«Мы — за то, чтобы в России было больше локализованных автопроизводств, как под национальными, так и под иностранными брендами. И пусть они выводят на рынок широкий выбор моделей и конкурируют между собой за внимание отечественных покупателей… Вырастет локальное производство в России — станет больше заказов у компонентной отрасли, появятся новые технологии и рабочие места, снизится стоимость компонентов, пойдут вниз цены на новые автомобили, вырастет рынок. " — полагает Максим Соколов.
И тут вроде бы все верно. Если не считать того, что иностранные бренды — корейские, японские, европейские и американские — дружно сбежали из России, побросав уже построенные заводы и локализованных смежников. И что удивительно (для г-на Соколова!): никто из них возвращаться в обозримом будущем не собирается.
Остаются китайцы, которые так волнуют АвтоВАЗ и его партнеров.
Они — то чего медлят? Пошто не спешат к сборке и локализации своих колесниц от Владивостока до Смоленска?
Да по той же самой причине, что и другие автопроизводители. Как огня боятся вторичных санкций!
Китай делает больше 25 млн автомобилей в год. А по итогам, например, 1 полугодия 2023 года Китай стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире, обогнав Японию. За первые 6 месяцев Китай экспортировал 2,3 млн автомобилей, рост глобальных поставок по сравнению с прошлым годом составил 76,9%.
Как видно из таблицы, Россия — далеко не единственный экспортный рынок для Китая. А перспективы завоевать Европу и США уже не за горами. Не случайно же Илон Маск призывает ввести повышенные пошлины на китайские «электрички».
На этом фоне угроза санкций за слишком тесное сотрудничество с Россией перевешивает выгоды от самого сотрудничества. Иначе бы китайцы не отказали тому же АвтоВАЗу в сборке кроссоверов на заводе в Ленинградской области, а московское правительство нашло бы более интересного партнера для сборки «Москвичей», нежели второсортный JAC.
Бесспорно, что г-н Соколов о сомнениях китайцев знает не понаслышке. И тогда его спич про локализацию и сборку в России имеет откровенно лукавый характер. Эдакая современная маниловщина про мост над барским прудом и торгующими купцами.
Хотя не очень понятно: неужели АвтоВАЗу недостаточно и самых последних, совсем драконовских мер Минпромторга по увеличению цен на иномарки?
Накануне Минпромторг опубликовал реестр иномарок с ценами, которым теперь должна руководствоваться ФТС при растаможке автомобилей.
«И это выглядит, как запрет на ввоз новых иномарок. Складывается ощущение, что на сегменте новых автомобилей, ввозящихся неофициально или параллельно, чиновники решили поставить крест», — пишут No Limits.
Например, новый кроссовер Volkswagen Tiguan (2.0, 220 л. с., 4×4), согласно методике Минпромторга, оценён в 3 млн рублей, а его растаможка выходит в 1,34 млн рублей. С учетом платы за доставку, сертификат СБКТС, ЭРА-ГЛОНАСС стоимость машины доходит до 6 млн, хотя сейчас средняя цена этой модели в рознице ниже 5 млн рублей.
Напуганные ценниками на новые иномарки, россияне бросились скупать подержанные, которые во многих областях страны бьют ценовые рекорды. Так, в Курганской области их цена за два года выросла на 228%, в Чувашии — на 178%, в Псковской области — на 152%…
А ведь если предложения АвтоВАЗа будут реализованы полной мерой, то через несколько и бэушные машины будут стоить дороже нынешних новых. Проще говоря, станут абсолютно недоступны для массового покупателя.
Неангажированные эксперты и просто бывалые автолюбители делают однозначный прогноз: авторынок России вернется в СССР. Иномарки вновь станут привилегией высшей власти и супербогатых людей. Для всех остальных мечтой будет Лада-Веста с китайским автоматом по цене однокомнатной квартиры. И хорошо если приобрести флагман АвтоВАЗа можно будет без очереди и спецталонов за ударный труд или выдающиеся заслуги.
КСТАТИ
Останавливаться на легковых иномарках экспертный совет не собирается. Предложено установить поэтапно растущую шкалу утилизационного сбора для коммерческих и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, строительной и дорожной техники, автобусов, а также электромобилей.
КСТАТИ
Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу принадлежала внушительная коллекция автомобилей, большинство из которых ему подарили. По данным из разных источников, в собственности генсека было от 49 до 324 автомобилей.