Posted 15 апреля, 10:05
Published 15 апреля, 10:05
Modified 15 апреля, 10:20
Updated 15 апреля, 10:20
Виктор Левин
— так называлась статья В НИ, которую за одну неделю прочитали на сайте и в Дзене более 200 тысяч человек. Напомню, что речь шла об инициативе главы АвтоВАЗа Максима Соколова еще больше повысить утильсбор для иномарок, чтобы уже окончательно сделать иностранные авто недоступными для массового покупателя. Экспертный совет комитета Госдумы поддержал Соколова.
Более тысячи читателей оставили свои комментарии в Дзене и соцсетях. И мы были бы не прочь процитировать их, но статус СМИ и требования Роскомнадзора не позволяют оскорблять и унижать других граждан РФ и руководителя крупнейшего автозавода в частности.
Заметим лишь, что переделка АвтоВАЗа в «автотаз» с обидными эпитетами отражает отнюдь не все эмоции россиян по поводу дико выросших цен на автомобили и перспективу их еще большего роста.
Между тем есть вариант действий, при котором и волки будут сыты, и овцы целы. Для начала разберемся:
В 2023 году в России произвели 720 тыс. автомобилей. Еще 1 093,8 тыс. штук., из которых 387 тысяч было старше 3 лет, привезли из-за границы.
Всего во владении россиян находится 45 млн личных машин. Средний возраст их приближается к уровню автохлама — 14,7 лет.
Простой расчет показывает: для обновления автопарка с опорой только на отечественных производителей потребуется 62 года. Иначе говоря, без иномарок стране не выжить.
И речь не идет о каком-то надуманном в среде мечтателей-урбанистов выборе: дескать, при наличии метро у дома и работы, а так же собянинских электробусов проблем с передвижениями у вас не будет.
В России около 40 млн человек живет в сельской местности, а еще 80 млн о метро и нормальном общественном транспорте могут только мечтать.
Кроме того, новые легковые автомобили как воздух нужны индустрии такси, каршеринга, аренды. Без них не будет развития электронной коммерции — доставок еды и товаров от маркет-плейсов. На личных авто держится и поднимающаяся с колен сфера внутреннего туризма и отдыха, а так же традиционный дачный досуг.
Наконец, автомобили — это надежный и постоянный источник доходов бюджета. В цене топлива 70 процентов — акцизы. Оборот денег увеличивают транспортный налог, штрафы, кредиты, страховки, налоги с торговцев автомобилями, запчастями и налоги с автосервисов…
Любопытная цифра: только за мойки машин жители России оставляют за год около 160 млрд рублей! И это только те деньги, что прошли через кассы сервисов. А ведь есть еще и огромный теневой и «гаражный» сервис автомобилей.
Общий вывод: дефицит автомобилей становится УГРОЗОЙ экономической безопасности России.
Ну и в конце концов никто не отменял формулу простого семейного достатка, которая с позднесоветских времен живет в треугольнике «квартира — машина — дача». Что будет с массовой психологией россиян, стимулами к труду и обороне, если убрать из формулы два взаимосвязанных компонента, оставив лишь одну ипотечную квартиру со ставкой в 15 процентов годовых?
Вопрос — риторический. Будет массовое недовольство как минимум…
О том, сколько стоит растаможка автомобилей, желающие могут прочитать в справочном материале РИА Новости и сами посчитать оплату за конкретные модели. Но в общем виде таможенные платежи и утильсбор повышают базовую цену машины в 2-2,5 раза.
Столь драконовские пошлины были введены не просто за тем, чтобы стимулировать иностранных производителей открывать заводы в России и локализовать выпуск запчастей внутри страны. Много лет эта формула, хоть и со скрипом, но работала! Однако с безоговорочным уходом европейцев, японцев и корейцев с американцами после начала СВО завлекать на сборку машин просто некого!
В материале НИ мы уже доказывали, что китайцы на роль доноров нашего автопрома не годятся. Они не только боятся вторичных санкций от США и ЕС, но и агрессивно атакуют западные рынки своими моделями, уже опережая Тойоту по мировому экспорту автотехники. Дилемма у них понятная: зайти в Россию и потерять весь остальной мир, или отправлять соседу лишь готовые автомобили, не тревожась о санкциях.
Таким образом, существование таможенных пошлин вкупе с немалым утильсбором становится абсолютно бессмысленным и вредным барьером на пути иномарок в Россию. Логика подсказывает, что их следует сократить самым радикальным образом. Либо совсем до нуля, либо до каких-нибудь символических 3-5 процентов.
Возможно, что кто-то расценит такой шаг как неуместное послабление для богатых. Они ведь и сегодня покупают Порше, Рэнж Роверы и Гелендвагены по 35-40 млн рублей — и ничего, никто не плачет.
Но в России есть список люксовых машин с увеличенным транспортным налогом и «налогом на роскошь». Можно оставить таможенные пошлины на них как есть. Но убрать платежи с автомобилей массового спроса, ограничив, скажем, верхнюю планку их стоимости в 30 тысяч долларов США.
Само собой, что везти автохлам старше 7 лет не стоит. Как и машины с эко-нормами ниже, чем Евро-5.
Логично было бы снять все барьеры с параллельного импорта и услуг частных перекупщиков, везущих машины из-за границы.
Что же до АвтоВАЗа и защиты его интересов, то тут напрашивается так же простое решение: обязать ВСЕ органы власти, государственные и бюджетные организации РФ, ГУПы покупать ТОЛЬКО отечественный автотранспорт.
У тольяттинского завода и его смежников, делающих 370 тысяч машин в год, появится ГАРАНТИРОВАННЫЙ рынок сбыта. Никакие иномарки г-ну Максиму Соколову даже в страшном сне не будут грозить разорением, а глава Сбера Герман Греф наконец-то пересядет с Теслы на Lada Vesta Aura, которую так расхваливал на Питерском экономическом форуме, хотя в его руках она не смогла завестись с первого раза.
КСТАТИ
В начале сентября 2023 года президент России Владимир Путин дал официальное поручение о приоритетном использовании чиновниками отечественных автомобилей. Поручение было дано после встречи главы государства с руководителями российских предприятий обрабатывающей промышленности. Доклад о выполненной работе правительству необходимо было подготовить до 1 февраля 2024 года.
В середине апреля найти этот доклад не удалось. Но высшие чиновники с тех пор закупились дорогими китайским лимузинами…