Оксана Самойленко
Как пояснил «Новым известиям» Дмитрий Плеханов, аналитик Института комплексных стратегических исследований, продажи электромобилей в Китае стремительно растут последние четыре года. Доля легковых машин на новых источниках энергии за это время выросла с 5% до 30-35%.
«В крупных городах, таких как Гуанчжоу или Шэньчжэнь (города на юге Китая — прим.ред.), доля продаж автомобилей на новых источниках уже превышает 50%. С увеличением объемов реализации эти машины становятся все более заметными на дорогах. К концу 2023 года их доля в автомобильном парке Китая достигает 6%. Но в крупных городах эта цифра заметно выше, например, в Шанхае составляет 25%», — рассказал Дмитрий Плеханов «Новым известиям».
Власти страны ставят задачу увеличить долю машин на альтернативном питании до 47% уже к 2027 году. И эта задача вполне по силам производителям, отмечает эксперт.
Решающую роль в развитии этого сегмента автомобильного рынка играет поддержка со стороны государства. Китайские власти уже более 10 лет активно субсидируют производство машин на новых источниках энергии.
«Для Китая, имеющего высокую зависимость от импорта нефти, электрификация транспорта является одним из способов повышения энергетической безопасности страны за счет изменения структуры национального энергобаланса», — пояснил эксперт.
Однако мало просто просубсидировать выпуск машин на альтернативных источниках. Чтобы жители страны пересели на такие машины, нужно создать условия — построить зарядные станции. И не одну на весь город, а чтобы автомобиль действительно можно было бы быстро зарядить в любой точке.
На конец марта в Китае насчитывалось 9,3 млн таких станций. За год их количество увеличилось на 59,4%. Большая часть из них все же сосредоточена в крупных городах.
«Недостаточный уровень развития инфраструктуры в небольших городах остается сдерживающим фактором для китайского рынка. Некоторые автовладельцы жалуются на трудности с зарядкой автомобилей, особенно в пиковые периоды во время национальных праздников. Для решения этой проблемы наряду с зарядными станциями в последнее время в стране появляется все больше пунктов, предоставляющих услуги по замене аккумуляторов», — рассказывает Дмитрий Плеханов.
В 2023 году во всем мире продали 13,6 млн электромобилей. Это почти на треть больше, чем в 2022 году, писал Reuters.
В России, по данным АО «Паспорт промышленный консалтинг», на которые ссылается Минпромторг, в 2023 году было продано 14,8 тыс. новых электромобилей. И хотя спрос на них за год вырос почти в четыре раза, на российских дорогах эти машины практически незаметны.
Всего в РФ их насчитывается около 25,7 тыс. При этом общее количество легковых машин в стране достигает 45,7 млн. Таким образом, на электрокары приходится меньше 0,06% отечественного автопарка.
«Для России, которая является нетто-экспортером энергоресурсов, эта задача является менее актуальной, поэтому и масштаб поддержки оказывается несоизмерим с китайским. Хотя переход на электромобили в крупных городах способствовал бы существенному улучшению экологической ситуации. Однако потребность российских автовладельцев в поездках за пределы своего региона все равно потребует строительства большого количества станций по зарядке электромобилей за пределами городов, и здесь без участия со стороны государства не обойтись», — говорит Дмитрий Плеханов.
Лидером в сегменте электромобилей в Китае является компания BYD. Она обладает компетенциями в производстве не только самих электрокаров, но и аккумуляторных батарей для них.
В России машины этой марки не самые популярные. В 2023 году на рынке было продано лишь около 500 таких автомобилей. Останавливают пользователей цены. С учетом таможенных пошлин, налогов и доставки для российского рынка эти машины оказываются по менее привлекательной цене, чем более продвинутые конкуренты.
Самым популярным электрокаром в России считается Zeekr от Geely. По итогам прошлого года было продано 3,7 тыс. таких машин. Популярность бренда не случайно. Самая доступная модель стоит всего 3,7 млн рублей, пишет autonews.ru.
Лучшие китайские электромобили:
«В последнее время на китайском автомобильном рынке существенно ужесточилась ценовая конкуренция между производителями. Компании стремятся привлечь покупателей выгодными предложениями и активно обновляют модельный ряд. Это связано с тем, что на первоначальном этапе развития щедрые меры господдержки привлекли на рынок многих игроков. Теперь программы поддержки постепенно сокращаются, и для выживания и повышения эффективности компаниям необходимо наращивать объемы бизнеса. Китайский автомобильный рынок ожидает консолидация», — резюмирует эксперт.