Posted 15 мая 2023, 15:40
Published 15 мая 2023, 15:40
Modified 15 мая 2023, 15:43
Updated 15 мая 2023, 15:43
Норвежские власти начали продвигать автомобили с электрическим мотором еще в 90-х годах. Тогда «Форд» купил норвежский стартап Think, и правительство его всячески поддерживало. Электрокары освободили от уплаты НДС и налога на импорт. Кроме того, владельцы могли ездит бесплатно на платных дорогах, пишет NYT.
По всей стране началось строительство электрических колонок – на территории, равной по размеру Калифорнии или двум Свердловским областям, но с населением чуть больше 5,5 миллионов человек.
Скандинавская страна больше чем на 10 лет опередила США. Администрация Байдена поставила цель в 2030 году довести продажу электрокаров до 50% от общего числа проданных новых машин. Норвегия прошла это в 2019 году. В России доля электромобилей среди всех проданных новых машин достигла в 2023 году 1%.
С тех пор, как в норвежской столице Осло на дорогах появилось все больше автомобилей с электрическим мотором, стало намного тише, и резко улучшилось качество воздуха. Содержание оксида азота, одного из продуктов сгорания бензина и солярки, вызывающего смог в городах и астму у людей, резко снизилось.
Однако в воздухе по-прежнему высоко количество микропыли, которая образуется при трении покрышек автомобилей об асфальт. Дело в том, что электрокары, как правило, тяжелее обычных машин, из-за этого и выше абразивный эффект.
Как и в самом начале электрической эры на дорогах Норвегии, самой большой проблемой остается зарядка электрокаров. Мест, где можно зарядить аккумулятор, не хватает. Владельцы ресторанов и магазинов предлагают свои услуги, но для этого требуется разрешение городских властей. Чем больше будет число электрокаров, тем насущнее станет из зарядка. Тем более, что власти Осло решили довести эмиссию диоксида азота до 0 в 2030 году. Весь городской транспорт уже переведен на электричество.
Теперь городские власти взялись за строителей. 25% углекислого газа выбрасывают в атмосферу строительные компании. Поэтому власти отдают заказы тем, кто использует строительную технику либо на электричестве, либо на биотопливе. На улицах города уже работают экскаваторы и грузовики на электроприводе. Дети в Норвегии спят в детских садах на улице, поэтому строительные работы были раньше запрещены с 12 до 15 часов. Теперь такая необходимость отпала – уровень шума от стройки сильно снизился.
Есть в таком подходе большая доля лицемерия. Норвегия относится к странам – производителям газа и нефти. В прошлом году бюджет получил от торговли углеводородами 180 миллиардов долларов. Оправдывают себя норвежцы тем, что после отказа Европы от трубопроводного российского газа и сокращения поставок нефти из нашей страны именно скандинавы помогают своим европейским соседям.
Вопреки опасениям, что с переходом на электрокары отпадет много рабочих мест, количество автомехаников не сократилось. Может быть, машинам не нужно менять масляные фильтры или перебирать двигатели, но они по-прежнему ломаются. Кроме того, на дорогах ездит множество бензиновых и дизельных авто.
Те же мастерские меняют батареи на электрических машинах. А на месте сталелитейных заводов теперь открываются центры по переработке электрических батарей.
Но большие изменения произошли при продаже автомобилей. Раньше салоны продавали весь модельный ряд Фольксвагена, а теперь там стоят только ID.4 и ID.Buzz.
Рынок в Норвегии захватила Тесла, которая продает 30% всех электрокаров. Фольксваген, второй автоконцерн мира, со всеми Гольфами, шкодами и ауди занимет только 19% рынка.
На скандинавский рынок пришли китайцы. Продажи BYD и Xpeng также растут. Если этот тренд продолжится в США и Европе, немецкому автопрому стоит уже сейчас начать бояться за свое будущее.