Елена Петрова
Семь танкеров с российской нефтью «Сокол» на борту, шесть из которых принадлежат «Совкомфлоту», попавшему под последние санкции США, после 4 месяцев эпического стояния перед берегами Индии, наконец, разгрузились — в Китае. Директор Центра исследований в нефтегазовой сфере НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин говорит:
— О каких объёмах идёт речь, я не могу сказать. Компании такие данные не дают. Это сейчас закрытая информация. Известно.
Известно, что часть танкеров, которые не приняла Индия, приняли другие соседние страны. В первую очередь — Китай.
«Именно те танкеры, которые простаивали, как сообщалось, были перенаправлены. Понятно, что новые потоки идут с учётом позиции индийских компаний. Тут правильнее говорить не о простое, а перенаправлении. Эта ситуация, с которой мы уже более двух лет сталкиваемся то на одном, то на другом направлении поставок — случаются различные перебои. С Индией было уже много проблем. И с конкретными судами, с потолками, со вторичными санкциями, с валютами платежей. Те проблемы, которые возникали, были решены. Сейчас посмотрим», — говорит Вячеслав Кулагин.
От закупок с российских танкеров отказался индийский энергетический гигант — компания Reliance. Формулировка индийского концерна была выверена до запятой — компания больше не будет покупать российскую нефть, которая была доставлена «российскими танкерами».
Что скрывается за размытыми формулировками хоть и очень крупной, но частной компании страны, энергетический баланс которой еще месяц назад состоял на 40% из российских углеводородов, а сейчас эта доля снизилась до 34,5%?
«Совкомфлот» перевозил нефть и нефтепродукты 14 танкерами. Большинство из них доставляли углеводороды в течение всех двух лет на индийские НПЗ. После введения 23 февраля новых ограничений риск вторичных санкций для индусов вырос в разы.
Reliance, отказавшаяся работать с Совморфлотом, работает в основном в Индии, однако имеет партнеров по всему миру, включая США. Поэтому решение компании не принимать нефть с российских танкеров было ожидаемым — никто не хочет ссориться с американцами.
По словам высокопоставленного правительственного чиновника, правительство Индии не хочет, чтобы индийские нефтеперерабатывающие заводы нагло нарушали ценовой лимит G7 или участвовали в сделках, которые могут иметь риски, связанные с санкциями.
На самом деле, никто в Индии и не думает отказываться от закупок нефти, это невозможно и нежелательно. В отличие от Европы, Индия не входит в альянс стран, проводящих такую же жесткую санкционную повестку, как того требуют США от своих союзников.
На индийском энергетическом рынке уверены, что и Reliance, и другие НПЗ продолжат поставки и Urals, и Sokol. Заявления, которые сейчас звучат от владельцев НПЗ, носят декоративный характер. Индийский источник, пожелавший остаться неназванным, сообщил «НИ», что запрет действует только на танкеры под российским флагом.
«А кто мешает той же Reliance закупать нефть с танкеров теневого флота? Да никто», — говорит нефтетрейдер.
Это утверждение частично подтверждают и российские эксперты. Вячеслав Кулагин полагает:
— Тут достаточно широкие схемы поставок, не говоря уже о том, что много нефти уходило безадресно, по серым схемам. Это продолжится. Возможно, ещё более хитрая торговля, менее открытая. Нефть — это товар, который легко переливается, и который цветом не раскрашен. При желании, при поставках по миру и с отключёнными трекерами можно нефть поставлять куда угодно.
На индийском рынке есть предположения, что некоторые энергетические компании сами являются совладельцами танкеров нефтяного флота. Прямых подтверждений этой информации, понятное дело, нет, однако никто этого не исключает. А если это так, то очень скоро у индийских берегов появятся другие танкеры «с отключенными трекерами» и «неокрашенной нефтью».
Единственное, что изменится — это цена. В Индии уверены, что и Reliance, и другие энергетические компании получили от американцев очень хорошие скидки, чтобы те зашли на рынок. «Скидок Reliance добиваться умеет», — говорит наш источник.
Так что мешает индусам получить еще больше скидок с продавцов нефти с танкеров серого флота? Тогда за доступ заплатят и американцы, и российские компании.
Россия много десятилетий поставляла в Индию оружие. До 2021 года экспорт российских вооружений доходил до 70%. Американцы всегда отказывались давать индусам то, что они просят. Долгое время Дели получал отказ на поставку американских истребителей и на получение лицензии, например, на производство F-16 в самой Индии.
Индия — воюющая страна с несколькими тлеющими конфликтами на севере и северо-востоке. Особенно индусов обижало, что американцы снабжали вооружениями Пакистан и отказывали Индии. Проблемы с Демократической партией у самой большой демократии мира были всегда. Именно в ней сильны сторонники поддержки правительства Пакистана. От этого призывы Джо Байдена присоединиться к альянсу против России остались в Дели во многом не услышанными. Здесь ждали прихода Трампа и республиканской партии, которая больше прислушивалась к просьбам премьера Моди.
Однако в прошлом году лед тронулся. В июне 2023 года премьер Индии Моди посетил Вашингтон, после чего была подписана дорожная карта военно-промышленного сотрудничества.
Индусы и американцы наладят совместное производство авиационных двигателей GE-414. Его будут устанавливать на индийском легком истребителе LCA. Кроме того, США и Индия договорились о закупке 31 дрона MQ9B у американской компании General Atomics. Сумма сделки составит 3,07 миллиарда долларов. Дроны будут поставляться укомплектованные вооружением, датчиками, наземными станциями управления, наземными терминалами данных. Американцы наладят логистику и обслуживание дронов прямо в Индии, что подразумевает передачу технологий.
Дроны, которые будут собираться в Индии, будут использоваться для разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR). Они ведут электронную войну, оборонительную противовоздушную борьбу и раннее предупреждение с воздуха.
Пока Индия готова соблюдать баланс интересов и не ссориться ни с кем. В конце концов, самолеты Сухого стоят на вооружении индийских ВВС. Однако американцы всерьез решили расширить сотрудничество. Помимо России, у США есть более весомый противник в Азии — Китай.