Ирина Королёва
«Тема болезненная, но требующая тщательного подхода. Будет создан цифровой профиль приехавшего на заработки человека. Куда он перемещается, когда у него истекают разрешительные документы, где он проживает, с кем он проживает. Любой переход на другую работу, увольнение — все должно быть под контролем», — пишет в своем телеграм-канале вице-спикер Госдумы Сергей Неверов
В «профиле» объединят данные миграционного учета, содержащиеся в различных ведомственных системах по каждому иностранному гражданину. Такую работу должны будут провести Минцифры России, МВД, ФСБ, Минэкономразвития и Минобрнауки. Сделать это предстоит уже в ближайшее время.
Сделать это было необходимо давно.
История, которая произошла с одним из задержанных террористов, заставляет сделать серьезные выводы. Как известно, в суд поступили материалы на террориста «с отрезанным ухом». Он значился в документах как Рачабализода Саидакрам. Под этим именем он и был отправлен в СИЗО до 22 мая.
Однако, чуть позже телеграм ВЧК-ОГПУ, близкий к источникам в правоохранительных органах, сообщил, что Рачабализод Саидакрам — не настоящее имя этого человека, на совести которого больше всего расстрелянных в «Крокусе». Спецслужбы Таджикистана передали в Россию списки подозреваемых, но Саидакрама среди них не оказалось. Вместо него фигурировал Хайдар Муродалиевич Боев.
На самом первом заседании, когда террористам избиралась мера пресечения, Басманный суд не смог установить настоящее имя подозреваемого в теракте.
Это, к сожалению, далеко не единичная история.
Цифровой профиль мигранта будет включать его биометрические данные. Там будут отпечатки пальцев, сетчатка глаза, группа крови другие показатели.
«Зачем это надо? К сожалению, многие мигранты въезжают по чужим или поддельным паспортам, пользуясь тем, что внешнее сходство лиц азиатской национальности не всегда может быть точно идентифицировано. Многих депортируют, они едут на родину, там делают себе новый паспорт и въезжают под чужим именем. Все это надо пресекать, потому что происходит такое повсеместно. И миграционная служба справиться с этим не может. Цифровой профиль не допустит въезд по подложным документам под чужой фамилией», — заявил «НИ» кандидат юридических наук, генерал-майор МВД Мансур Юсупов.
На сегодня в России может находиться от 7 млн до 10 млн (5–7% от численности населения) мигрантов с разным юридическим статусом, которые въехали в страну на основании различных документов и межправительственных соглашений. Причем, для многих выходцев из стран ЕАЭС сняты все ограничения, они даже могут устраиваться на работу без получения патента и разрешения на работу. Очевидно, эти меры останутся в прошлом после введения для мигрантов цифрового профиля.
«Это нужно еще и для того, чтобы при необходимости человека оперативно найти по цифровому профилю. Такой QR-код покажет перемещения человека по стране. Если бы у террористов были такие цифровые профили, их местоположение можно было бы отследить еще быстрее и без проблем. И вообще, если вдуматься: я как работник правоохранительных органов сдаю отпечатки пальцев, а мигрант — нет. Почему? Учитывая, что многие базы данных утекли на Украину, включая данные на мигрантов, находящихся в России, их вербовка может продолжиться. Для этого тоже нужны цифровые профили», — заявил «НИ» генерал-лейтенант МВД Александр Михайлов.
Кроме того, зарубежные граждане, въезжающие в безвизовом порядке, смогут направлять электронное уведомление о планируемом прибытии в РФ с помощью цифрового профиля. Также механизм позволит мигрантам пользоваться «Госуслугами»
Вопрос сейчас в том, как и когда заработают все эти меры.
«Идея цифрового профиля и ужесточения правил на знание языка правильная, но работать это должно не в качестве эксперимента в одном каком-то регионе, а по всей стране. Если в общем режиме — все сработает. Важно, что цифровой профиль будет отображать и то, как мигрант платит налоги. Если за 2 месяца налоги не отображаются — мигранту грозит депортация», — поясняет «НИ» член СПЧ Кирилл Кабанов.
В отношении мигрантов появятся и другие новшества.
Так, будет меняться система государственного тестирования мигрантов на знание русского языка. Мигрантам предоставят дополнительные условия для того, чтобы они овладевали русским языком и проходили образовательные программы. Внесут изменения и в механизм оценки. Очевидно, требования станут более жесткими. Тот факт, что почти все задержанные террористы в «Крокусе» смогли общаться со следователями только с помощью переводчика, говорит о многом, и из этого, видимо, уже сделаны выводы.