Оптовые цены на топливо выросли, теперь очередь розницы

Запрет на экспорт бензина не помог: почему топливо на АЗС скоро подорожает

26 марта, 09:31
С начала года АИ-92 на оптовом рынке подорожал на 35%, АИ-95 — и того больше, на 45%. Однако эксперты утверждают, что это не конец — летом бензин будет дороже, и, причем, значительно. Рост цен будет виден не в биржевых сводках, а прямо на бензоколонках, и дело тут не только в украинских дронах.

Елена Петрова, Наталья Сейбиль

Может быть, обычный российский автолюбитель пока этого не заметил, но бензин в России дорожает. Пока повышение цен коснулось оптовых продаж, здесь рост не заметить нельзя. Так, АИ-92 стал дороже больше, чем на треть, точнее, цена выросла на 35%. Чем больше октановое число, тем больше прибавка — АИ-95 подорожал на 45%.

В этой связи возникает вопрос: когда этот тренд дойдет до бензоколонок? Ответ простой: скоро. Эксперты говорят, что уже этой весной, но не позднее лета россияне в полной мере ощутят на себе переменчивость мировой конъюнктуры. Нефть на мировых биржах дорожает, значит, нефтепродукты будут дороже и у нас. Потому что худо или бедно, с ограничениями и оговорками, но нефтянка в России относится к немногих рыночным отраслям, куда рука государства пока не дотянулась.

Украинские дроны атаковали Новокуйбышевский НПЗ — вопреки американским просьбам
Главред

Бензин дорожает из-за отложенного роста цен в рознице

Топливо в России всегда дорожает весной и летом. Дизель растет в цене, потому что посевная. Бензин дорожает, поскольку начинается сезон поездок и отпусков.

Директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев связывает рост цен не с атаками украинских дронов на российские НПЗ. Для этого есть сугубо мирные причины:

— Цены вырастут из-за некоторого отложенного роста цен в рознице, который тянется еще с прошлого года. В рознице рост цен будет, хотя и будет сдерживаться по договоренности властей и компаний, но он будет ощутим. Будем надеяться, что не будет таких скачков, как в прошлом году.

В прошлом году лихорадило оптовый рынок, но сейчас он стабилизировался, хотя и на высоком уровне. Теперь к нему должны подтянуться и розничные цены. Эксперты не хотят никого пугать увеличением на треть, однако мало кто верит, что цена зафиксируется на уровне инфляции.

Да и с ней у отрасли и правительства есть некоторые разночтения. Аналитики рынка не верят в то, что правительство удержит инфляцию на запланированном уровне, который, как известно, должен составить 4,5%. По их прикидкам, удорожание повторит результат прошлого года и составит не менее 7-8%. Это значит, что бензин подорожает, в самом лучшем случае, на 8%.

На самом деле, если Украина не прислушается к увещеваниям из Вашингтона и продолжит атаковать российскую нефтяную инфраструктуру, топливо в стране может стать еще дороже. Но это пока из разряда «черных лебедей».

Главная ценность страны — ж/д цистерны, которых не хватает
РИА Новости

Только без сюрпризов

Государство больше всех заинтересовано в том, чтобы цены на топливо не росли — чиновникам хватило нервотрепки прошлого года, хотя подорожавшее топливо и помогло сгладить последствия бюджетного дефицита. Однако расбалансировка системы несет намного больше рисков, чем сиюминутная выгода хоть и с большой, но решаемой дырой в госфинансах.

Больши никто с демпфером играть не хочет, полагает Директор Центра исследований в нефтегазовой сфере НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин:

— Понятно, что будет стремление государства сдерживать цены в пределах инфляции. И в принципе, для этого есть механизмы, поскольку внутренний рынок — профицитный по топливу. Это то, что мы экспортируем, соответственно, тут регуляторный механизм достаточно простой. Это введение или невведение ограничений на экспорт. Этим всё спокойно балансируется. С этой точки зрения, рынок за пределы инфляции не должен выходить. Но понятно, как это и показывают последние годы, текущая обстановка, что могут быть определённые сюрпризы, которые могут повлиять на рынок.

Главное для правительства — избежать дефицита ГСМ. Для этого оно будет внимательно мониторить мировую конъюнктуру и проводить «тонкую настройку», чтобы только внутренний рынок продолжал оставаться интересным и прибыльным для нефтяных компаний.

Плановый ремонт НПЗ не представляет угрозы для поставок внутри страны, хотя из-за санкций сроки могут увеличиваться. А вот «черный лебедь» с Украины — это более серьезно. Все НПЗ в европейской части России так или иначе находятся в сфере досягаемости для украинских дронов — какой-нибудь «Лютый» с дальностью полета 1000 км угрожает практически всем нефтяным заводам до Волги. Вячеслав Кулагин видит в этом угрозу для внутренних поставок:

— Насколько сектор нефтепереработки будет подвержен физическим повреждениям, насколько он может устоять — от этого будет зависеть достаточность выпуска для покрытия спроса. При этом понятно, что точечные проблемы нельзя исключать. Здесь важна будет межрегиональная переброска внутри страны в случае возникновения проблем, и усиленное внимание нужно будет обращать на ремонт НПЗ. Понятно, что есть периоды ремонтов. Нужно будет очень аккуратно смотреть, какой объект с какой очередностью будет выводиться в ремонт плановый и внеплановый, и кто это будет замещать, какие другие мощности как переработки, так и хранилищ топлива.

Кладовые родины — месторождения
АиФ

Хранилища России — ее недра

Производство бензинов в России из-за повреждения инфраструктуры сокращается. Только за последнюю неделю выпуск товарных сортов уменьшился почти на 4%. С начала года эта цифра составила 14%.

Однако за счет того, что нефтяные компании накопили 2 миллиона тонн запасов, на рынке это никак не сказалось. Напротив, продажи выросли на 2%. К тому же действует запрет на экспорт бензина. Пусть он картины не делает и составляет не больше 10-15% от всего производимого объема, однако в нынешней ситуации каждый процент важен.

Впрочем, Россия обладает двухуровневым запасом, объясняет Вячеслав Кулагин:

— У нас мощности профицитны, соответственно, выведение части мощностей из строя означает, что на определённый объём мы будем меньше экспортировать. Внутренний рынок остаётся сбалансированным. Второе — запас компаний, который хранится в хранилищах и его можно использовать, когда это необходимо.

Однако главные резервы России — в ее недрах. Наша страна никогда не держала большие запасы, потому что производители всегда могли поставить топливо на свой рынок. Только импортеры, как, например, Европа создает запасы и газа, и нефти. Наша кладовая — сибирские месторождения.

Мозырский НПЗ — мощности в Белоруссии профицитны
Белта

Ближняя заграница нам поможет

Если дроновая угроза останется на таком же высоком уровне, как этой зимой, уже сейчас следует начинать думать, как выходить из ситуации, когда нефть есть, а бензина или солярки нет.

Однако по периметру России есть ряд стран, где нефтеперерабатывающие мощности простаивают, а дроны им не угрожают.

— Прежде всего, Беларусь, которая избыточна по мощностям, — напоминает эксперт. — Они работали раньше по схеме: брали российскую нефть, перерабатывали и отправляли нефтепродукты в Европу. Сейчас эти схемы уже неработоспособны, зато эти мощности, при необходимости, могут быть задействованы как раз для балансировки российского рынка. И более того, естественно, для этих предприятий это выгодно. Им интереснее работать, а не стоять.

Помимо белорусских НПЗ, есть варианты торговли со странами Средней Азии. Однако до того, чтобы пришлось обходить дальние гарнизоны, еще далеко.

Однако аналитик не отрицает, что год будет сложным:

— Год непростой. От того, как он будет отработан в регуляторном плане будет зависеть, будет ли рост цен. Говорить, что цены заморозятся и будут стоять — не приходится. Я думаю, как минимум, на инфляцию нужно ориентироваться. А вот всё, что дальше — будет зависеть…
#Цена на нефть #Топливо #Экспорт бензина #Цены на топливо #Бензин #Россия #Цены на бензин #Рост цен #Дизельное топливо #АЗС
Подпишитесь