Posted 11 марта, 15:28
Published 11 марта, 15:28
Modified 11 марта, 16:55
Updated 11 марта, 16:55
Две недели действует запрет на экспорт бензина. Граждане, вспоминая, как разворачивались события на АЗС прошлой осенью после аналогичного запрета на дизельное топливо, в предвкушении потирали руки: вот сейчас наступит моторное эльдорадо, бензин подешевеет, и жить станет веселее.
Однако оптимистов ждёт жестокое разочарование. Бензин не только не подешевел, эксперты говорят, что нас ждёт плавное подорожание на АЗС, и цена вырастет не на 4,5%, как предписывает экономике заложенная в законе инфляция, а рост цен, как минимум, в два раза выше инфляционных показателей.
«Высокий сезон» на бензин, который традиционно наступает в России весной, еще только на подходе, а правительство решило не повторять ошибок прошлого года и заранее объявило, что вводит запрет на экспорт. Эксперты предупреждали, что чудес от новой меры ждать не стоит, хотя и хвалили власти за то, что те не стали дожидаться кризиса и начали действовать на опережение. Директор Центра экономической экспертизы НИИ ВШЭ Марсель Салихов говорит:
— В прошлом году решение о запрете экспорта было запоздалым. Его принимали осенью, а рост цен уже произошел летом. И сейчас правительство, наученное горьким опытом, пытается действовать на опережение.
Несмотря на то, что от 80% до 90% всего производимого в стране бензина потребляется на внутреннем рынке, у отрасли есть проблемы, связанные, в том числе, и с политикой. Мало того, что весной НПЗ уходят традиционно на плановый ремонт, в этом году возникла критическая ситуация с лукойловским НПЗ в Кстове — удар украинского беспилотника надолго вывел из строя мощности, которые обеспечивали бензином Москву и Подмосковье. 200 тысяч тонн топлива, или 5% всего предложения, потеряны для рынка, насколько — никто не знает, говорит директор Института энергетики и финансов Алексей Громов:
— В январе там произошел инцидент. Сроки ремонта назывались полтора месяца, но реальные сроки увеличиваются, как минимум, в два раза. И исходя из того, что правительство понимало, что окончательное восстановление снабжения бензина ожидается не раньше конца весны — начала лета, и было принято это решение, чтобы подстраховаться от возможного роста цен.
Эксперты говорят, что запрет был принят не для того, чтобы снизить цены на бензин, а для того, чтобы они не росли. Если не принять запрета, считает Алексей Громов, то бензин рос бы такими же темпами, как дизельное топливо год назад. Для рынка хорошая новость — отсутствие роста цен на АЗС, а никак не их снижение.
Почему же дизель после запрета дешевел, а бензин будет дорожать?
На самом деле, разница между рынками солярки и бензина в России принципиальная. Львиная доля бензина, производимого в стране, потребляется на внутреннем рынке. По оценкам экспертов, от 80 до 90 процентов идут на российские АЗС, и только 10% — 15% продается за границу. Новый запрет правительства затрагивает еще меньшие объемы, потому что из-под запрета выведены поставки в страны Евразийского экономического союза.
Дизельное топливо, напротив — экспортный товар, напоминает Алексей Громов:
— Поэтому когда мы пытались затормозить не только рост цен, а самое главное — угрозу дефицита, мы остановили экспорт. В условиях отсутствия экспортной альтернативы цены пошли вниз. Сейчас же основной рынок бензина был и остается внутренний, а запрет предполагает множество исключений, привлекательность экспортной альтернативы все равно остается. Запрет на экспорт не носит тотального характера, все равно возможность поставки бензина сохраняется в рамках экспортных возможностей, и поэтому давление на рынок со стороны привлекательных экспортных цен все равно на фоне оживления спроса присутствует. Было бы наивным ожидать, что принятое в таком формате решение обратит вниз рост цен на автозаправках.
Конечно, экспортная цена привлекательнее внутренней. Сейчас эту дельту убрали, говорит Марсель Салихов, но она касается только 10% — 15% всего продаваемого объёма бензина:
— Это решение не может повлиять на рынок существенным образом. Разница в маржинальности небольшая, и объемы небольшие. Чтобы цены снизились на 10% — такого эффекта просто не может быть.
Профессор Салихов напоминает, что механизм демпфера, собственно, и был создан для того, чтобы цены стабилизировались и не изменялись ни вверх, ни вниз. Идеально цены на нефтепродукты должны расти теми же темпами, что и инфляция:
— Вся логика механизма демпфера в том, чтобы примерно цены на бензин росли на уровне инфляции. У нас инфляция высокая. Она составляет 7 — 8 процентов годовых и, скорее всего, она не будет расти больше в ближайшие месяцы. Поэтому федеральные власти борются, повышают ставку и так далее. Цены на бензин, исходя из этой логики, должны расти, но расти, не превышая общий уровень инфляции. Если инфляция будет высокая, примерно 8%, то можно считать, что цены на бензин должны вырасти на 8%.
Однако в планах правительства заложены совершенно другие показатели инфляции — не 7% — 8%, а 4,5%, но только в такое удорожание эксперты не верят. Алексей Громов говорит:
— Легче всего ответить, что цены будут ограничены уровнем инфляции, потому что никто не может вам с уверенностью сказать, с учетом общей экономической ситуации, какой будет инфляция в стране. Честно говоря, цель, которую ставит правительство, 4,5% по итогам этого года — она малодостижима. Мы считаем, что в этом году инфляция составит примерно в пределах 7% — 8%, просто потому, что модель экономики у нас инфляционная. Поэтому рост на нефтепродукты составит в пределах 7% — 8%, или в пределах реально ожидаемого уровня инфляции.
Благим пожеланиям правительства о низкой инфляции не суждено сбыться, считают все опрошенные «НИ» эксперты. А удорожание только на 4% — 5% означало бы, что вся нефтянка работает себе в убыток — и в рознице, на АЗС, и в опте, и на НПЗ.
Поэтому всем тем, кто надеется на снижение цен на бензин, остается только сказать: не надейтесь, бензин будет дорожать. Для реалистов можно напомнить, как развивались цены на бензин за последние полгода. В сентябре 2023 года 1 литр АИ-95 на АЗС в Калужской области стоил 51 рубль. В марте цена поднялась до 60 рублей. Рост составил 20% за полгода. Даже до желаемых 8% этот показатель далек.
Правительству тоже хотелось бы притормозить рост цен на топливо, но удержать их в рамках иллюзорных 4% не удастся, уверен Алексей Громов:
— Не стоит ждать того, что бензин вырастет на 4%. Я, скорее всего, думаю так, что мы будем наблюдать, что цены на бензин будут подрастать. Подрастать, если правительство не будет предпринимать каких-то дополнительных усилий. А оно сегодня заявило, что не будет, потому что там сказали: не планирует правительство регулировать цены на АЗС, поэтому я думаю, что плавный рост цен на АЗС продолжится.