Игорь Злобин
Почти непрерывные атаки ВСУ на российские НПЗ с начала 2024 года привели к тому, что были повреждены по меньшей мере девять крупных объектов. Объем производимого топлива в России может уменьшиться на 10%. Подробную статистику этих ударов и их последствий приводили в своей публикации «Новые Известия».
В итоге резко выросли оптовые цены на бензин и дизтопливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Но стоимость топлива на АЗС практически не изменилась, так как механизмы оптовой и розничной цены не связаны между собой — розничные цены регулируются в ручном режиме.
Да и мировой нефтяной рынок продемонстрировал сдержанную реакцию, несмотря на статус России как крупного экспортера, отмечает Bloomberg.
Помимо того, что эти атаки мешают России перерабатывать нефть в топливо, они ослабляют и противовоздушную оборону. «По сути, это новая форма войны на истощение, когда эти системы массово развертываются против стратегических объектов», — говорят эксперты агентства.
Тем более, что эти беспилотники специально и спроектированы как недорогие и одноразовые, тогда как ракеты российских систем ПВО могут стоить в сорок раз дороже, чем дроны, на которые они нацелены. Даже если дроны будут сбиты, это все равно будет экономический выигрыш, утверждают эксперты.
И сходятся на том, что в ближайшей перспективе эти атаки неизбежно приведут к перебоям в поставках топлива для вооруженных сил.
Однако есть у этого процесса обратная, и не такая оптимистичная для Украины сторона, считают аналитики. Дело в том, что мировые цены на нефть в последние дни неуклонно росли на фоне растущих опасений, что атаки, которые до сих пор наносили только ущерб, в один прекрасный день могут вывести из строя крупный объект.
Ситуация может измениться, если украинским беспилотникам удастся атаковать нефтеперерабатывающий завод в Киришах, что потенциально выведет из оборота около 150 000 баррелей в день дизельного топлива, предназначенного в основном для экспорта.
А еще сильнее рынки нефти могут отреагировать, если ВСУ начнет атаковать основные российские нефтеэкспортные терминалы в Балтийском или Черном морях.
«Если бы Украина захотела усилить давление на доходы, которые получает Россия от нефтепереработки, то она бы нацелилась на ключевую инфраструктуру терминалов по экспорту продукции в портах Приморска или Новороссийска… Однако это еще больше осложнит отношения с западными союзниками, поскольку влияние на мировые цены на нефть и нефтепродукты будет существенным», — пояснил агентству директор по исследованиям консалтинговой компании Wood Mackenzie Ltd Марк Уильямс.
Пока же агентство, со ссылкой на свои источники, сообщает, что Россия собирается укрепить защиту нефтеперерабатывающих заводов системами ПВО.
В то же время, министр по инновациям, развитию образования, науки и технологий Украины Михаила Федоров, в чьи обязанности также входит контроль за производством летательных аппаратов, говорит, что с каждым месяцем у ВСУ будет все больше БПЛА, работающих над территорией России: «Это будет беспрецедентное количество беспилотников дальнего радиуса действия».