Posted 16 марта, 14:28

Published 16 марта, 14:28

Modified 16 марта, 14:51

Updated 16 марта, 14:51

Тюменский НПЗ вряд ли подвергнется атаке

Вся надежда на Сибирь. Из 45 российских НПЗ атакованы уже 10 — где взять бензин?

16 марта 2024, 14:28
Фото: 1MI
Тюменский НПЗ вряд ли подвергнется атаке
Аналитики гадают, как российские власти будут решать проблему топливного дефицита, который становится все более актуальным.
Сюжет
БПЛА

Иван Зубов

Утренний налет украинских дронов на НПЗ, расположенные в Самарской области, еще больше обострил топливную проблему в стране. «Новые Известия» посвятили этой теме уже не один материал, но с каждым днем проблема лишь продолжает углубляться.

Сегодня эксперты сходятся на том, что Сызранский НПЗ после атаки 16 марта будет выключен надолго, поскольку беспилотники бьют не куда-нибудь, а по колоннам вакуумно-первичной переработки нефти, которые есть на каждом заводе и без которых никакого топлива не произведешь.

Мощность этого НПЗ — 7 млн тонн в год, а срок замены такой колонны — примерно полтора-два года. И это если по отремонтированной колонне не прилетит снова.

К тому же, отремонтировать такую колонну очень сложно, если вообще возможно. Если потребуется замена, то неизбежно возникнуть трудности из-за введенных Западом санкций.

Страна оказалась в преддверии не просто резкого увеличения стоимости бензина, а перед угрозой топливно-транспортного коллапса.

После потери 15% всех мощностей дефицит неизбежен

Политолог Михаил Виноградов напомнил, сколько всего крупных нефтеперерабатывающих заводов работает в России, и сколько из них было атаковано. Соотношение получилось такое: 10 заводов из 45 в той или иной степени пострадали — то есть чуть меньше четверти.

Так горел НПЗ в Сызрани, теперь огонь уже потушен
Видео: Соцсети

НПЗ, работающие в европейской части России, так или иначе находятся под постоянной угрозой нападения, а стало быть, требуют срочной защиты. Остальные заводы, достаточно далеко расположенные от зоны СВО (на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке), могли бы компенсировать потери, но это потребует довольно сложных логистических решений, которые займут много времени.

Сетевой аналитик Анатолий Несмиян пишет по этому поводу в своем канале:

«Системный подход отличается от хаотического тем, что позволяет моделировать, и на основе моделей создавать прогнозы. И пока они не слишком утешительные — Киев намерен выключить порядка 25-30 процентов перерабатывающих мощностей страны, которые расположены на Европейской территории в пределах досягаемости. То есть — до Волги. Татарстан и Башкирию пока он достать не может. Это если считать крупные и средние заводы по переработке. Далее пойдут нефтехранилища и порты отгрузки — минимум два, на юге и северо-западе. В итоге нас может ожидать нешуточный топливный коллапс.

На выполнение этой программы может уйти от полугода или чуть больше, но, в общем-то, после потери 15% мощностей дефицит топлива станет неизбежным. Пока потеряно, судя по всему, где-то около 10%».

Мощности железных дорог не безграничны

А вот политолог Андрей Никулин считает, что и зауральские ресурсы тоже могут стать целью для украинских дронов:

«Конечно, можно перенаправить поток топлива по железной дороге с НПЗ в Сибири и на Дальнем Востоке, которые находятся вне зоны действия украинских беспилотников. Параллельно увеличив там мощность производства до максимальных значений и не обращая внимания на сопутствующие финансовые издержки.

И, кстати, с востока на запад цистерны смогут пройти достаточно легко, вопрос возникнет, когда их неизбежно придется возвращать за следующей партией горючего по забитому уже давно до пределов пути с запада на восток. И так по кругу, цикл за циклом.

Причем для регулярных поставок нужна именно стабильность и предсказуемость перевозок — можно ли ее будет обеспечить в такой ситуации — отдельный разговор.

Как и вопрос о том, что новые логистические потоки и большие объемы легко воспламеняемых жидкостей потребуют новых логистических же узлов, где пресловутые цистерны станут концентрироваться для перевалки груза. С легко представимыми последствиями. Невесело…».

Правда, руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев, отвечая на вопрос «Новых Известий», отметил, что у России «есть еще палочка-выручалочка — Белоруссия. Единственный союзник России, как известно, профицитна по бензину. Когда в России были топливные кризисы, именно оттуда шли поставки…».

Однако, доставка топлива из Белоруссии тоже в нынешней ситуации вряд ли будет очень простой.

"