Posted 19 марта, 11:48
Published 19 марта, 11:48
Modified 19 марта, 11:50
Updated 19 марта, 11:50
Игорь Злобин
Об угрозе для западного мира, исходящей от нового геополитического образования — так называемой оси «Китай-Россия-Иран», эксперты предупреждали уже давно. Так, почти ровно год назад об этой проблеме заявил бывший помощник экс-президента США Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон в интервью британскому изданию The Telegraph. Правда, он называл и еще одно звено этого союза — Северную Корею:
«Я считаю, что образуется ось Россия — Китай, к которой примкнут Иран и КНДР. Взгляните на карту, взгляните на географию. (…) В этом и есть настоящая проблема для Запада, независимо от того, что произойдет на Украине».
Он также утверждал, что если Россия победит Украину, это станет прежде всего «победой союзника Китая», и усилит Пекин еще больше.
Теперь к этой теме, которая не перестает набирать актуальность, вернулось аналитическое издание The Economist, оценив в своей публикации экономическую угрозу, исходящую от антизападной оси.
Издание обращает внимание на то, что на протяжении большей части своей истории Россия, Иран и Китай были не так дружелюбны, как сегодня, особенно, когда дело касалось контроля над азиатскими торговыми путями. Теперь же политика США изменила эту ситуацию.
Так, Америка продолжила вводить санкции против Ирана в 2020 году и в январе этого года, за его поддержку ХАМАС и йеменских хуситов. Против России особо жесткие санкции были введены после начала СВО в 2022 году, и с тех пор только ужесточаются. Сталкивается с ограничениями и Китай, а в случае избрания Трампа, санкции в отношении КНР усилятся.
Именно поэтому, объединенная общим врагом, эта тройка стран и стремится продвигать общую внешнюю политику — поддержку многополярного мира, в котором Америка больше доминировать не будет. В основу этой политики ставится укрепление экономических связей.
Эта решимость, которая позволяет троице не только уклоняться от санкций, но и вербовать себе новых союзников, и ввязываться в военные конфликты, стала для западного мира сильнейшей головной болью, пишет издание.
Известно, что Китай давно стал хорошим клиентом для нефтедобывающих стран, в том числе, для Ирана и России. Но раньше эти страны активно торговали нефтью с Европой, это было ближе и для России, и удобнее для иранских танкеров.
Теперь же, когда Европа ограничила импорт российской нефти, ее стал покупать по выгодным ценам Китай. Издание приводит такие цифры: приток нефти из западных портов России вырос до 500 000 баррелей в сутки по сравнению с менее чем 100 000 баррелей до начала СВО.
В декабре 2023 года импорт российской нефти достиг 2,2 млн баррелей в сутки, или 19% от общего объема импорта Китая, по сравнению с 1,5 млн баррелей в сутки два года назад.
Во второй половине прошлого года экспорт Ирана в Китай составлял в среднем 1 млн баррелей в сутки, что на 150% больше, чем за тот же период 2021 года.
Это неудивительно, поскольку и у России, и у Ирана другого выбора, чем продавать нефть Китаю нет. Тем более, что Пекину ограничен только импорт западных технологий, но запретов на финансирование или торговые эмбарго против него не вводились, что позволяет ему покупать нефть у других стран, и дает преимущество в переговорах.
Китай получает российскую и иранскую нефть со скидкой в 15-30 долларов от мировой цены, а затем перерабатывает дешевые углеводороды в более дорогостоящие продукты. За последние два года производственные мощности китайской нефтехимической промышленности выросли больше, чем у всех остальных стран вместе взятых, начиная с 2019 года. Китай также производит огромные объемы продуктов нефтепереработки.
При этом Китай строго держится политики ограничения зависимости от любого поставщика сырья до 15-20% от общих потребностей, а это означает, что он уже близок к максимуму импортных поставок из Ирана и России.
Именно поэтому обе эти страны стараются потратить заработанную ими на китайском рынке валюту на импорт товаров и развитие других видов торговли.
Так вырос экспорт Китая в Россию. Уже в прошлом году Европа уступила место крупнейшего импортера китайских автомобилей России, которая приобрела в три раза больше бензиновых машин, чем до начала СВО в Украине.
В то же время иранские компании испытывают нехватку элементов для производства сложных технологических продуктов. К примеру, компьютерных чипов, или совсем простых деталей из пластика. А между тем, объемы иранской обрабатывающей промышленности сравнимы с нефтяным сектором.
Несмотря на этот дефицит, Китай очень скупо экспортирует в Иран такого рода товары. К примеру, всего 300-500 автомобилей в месяц, тогда как в соседний Ирак примерно 3 тысячи. Это происходит потому, что китайские экспортеры боятся западных санкций.
Зато помогает Ирану развитие бизнеса с Россией. Так еще с 2022 года он продает Москве беспилотники и системы вооружений. Любопытно, что это первый прецедент военной поддержки Ираном неисламской страны со времени исламской революции в Иране 1979 года. Кроме того, в начале 2024 года Иран отправил танкерами в Россию 1 млн баррелей сырой нефти…
Правда, при этом у двух стран не существует до сих пор общих банковских каналов и платежных систем, Иран даже не использует российскую платежную систему «Мир». Кроме того, чтобы развивать свои отношения, Ирану и России необходимы инвестиции, но их почти нет, отмечает издание.
К примеру, объем прямых инвестиций Китая в Иран остается тем же, что и в 2014 году — ничтожные для такой экономики 3 млрд. долларов, хотя Китай всегда охотно вкладывает деньги в другие развивающиеся экономики. В то же время, главному сопернику Ирана — Саудовской Аравии — Китай обещал инвестиции 50 млрд долларов.
Это означает, что хотя новый альянс благодаря Китаю и добился выдающихся результатов, выручая своих младших партнеров перед лицом западного эмбарго, свой потенциал он явно не раскрыл, считают эксперты издания.
В то же время, на последних саммитах иранские и российские министры возобновили переговоры о расширении международного транспортного коридора Север-Юг — 7200-километрового маршрута, соединяющего Россию с Индийским океаном через Иран. Это предложение, включающее в себя строительство автомобильных и железных дорог и портов, может превратить Иран в экспортный центр России.
Однако, по мнению экспертов, проблема заключается в том, что экономики Ирана и России слишком похожи, чтобы быть естественными торговыми партнерами. Из 15 крупнейших категорий товаров, которые экспортирует каждый из них, 9 являются общими; 10 из 15 крупнейших импортируемых товаров также являются общими. Там, где у Ирана есть пробелы в спросе, которые Россия могла бы заполнить, например, в автомобилях, электронике и машиностроении, российские производственные мощности недостаточны.
Поскольку доходы от торговли ограничены санкциями, отношения между двумя странами будут носить конкурентный характер, особенно когда речь идет об экспорте энергоносителей.
С тех пор как Запад ввел эмбарго на российскую нефть, Москва соперничает с Ираном, чтобы получить большую долю китайского импорта, что привело к ценовой войне. Иран проигрывает эту битву. Россия — более крупный производитель нефти, и ее энергоносители не подвержены вторичным санкциям. Кроме того, часть ее нефти может поставляться в Китай по трубопроводу, что является более дешевым вариантом.
Имея преимущество, Россия не заинтересована в том, чтобы предлагать помощь своим союзникам. В начале СВО сторонники Украины опасались, что Россия и Иран объединятся, чтобы обойти санкции. Вместо этого Россия создала свой собственный теневой флот танкеров и не предоставила доступа иранцам. Иран хотел бы получить российские средства и технологии для освоения своих гигантских газовых запасов, но Москва до сих пор не оказала ему никакой помощи.
В других областях Китай стал конкурентом Ирана. До недавнего времени значительная производственная база Исламской Республики была источником устойчивости. Страна могла воспользоваться преимуществами обесценившейся валюты, чтобы продавать орехи и туалетные принадлежности. Со временем Иран надеется подняться по цепочке добавленной стоимости, экспортируя кондиционеры и, возможно, даже автомобили. Китай разрушает эти мечты. Переходя к экспорту товаров с более высокой стоимостью, он наводняет целевые рынки Ирана более дешевыми и качественными версиями этих товаров.
Запад, похоже, не испытывает особого аппетита к оптовым вторичным санкциям, но существующие меры будут продолжать создавать проблемы. Хотя эти новые санкции не направлены против российского энергетического сектора, они могут помешать торговле нефтью с другими потребителями, кроме Китая.
С октября Америка также ввела санкции против 50 танкеров, которые, по ее мнению, нарушают санкции против России; около половины из них с тех пор не грузили российскую нефть. Все это делает экспорт в Китай как более необходимым, так и более сложным для России, что неизбежно приведет к усилению конкуренции с Ираном.
На данном этапе антизападная коалиция вызывает беспокойство, но не является по-настоящему страшной. Как она будет развиваться в ближайшие годы и десятилетия?
Наиболее вероятным сценарием является то, что она останется инструментом, служащим интересам Китая, а не превратится в настоящее партнерство. Китай будет использовать союз до тех пор, пока сможет извлекать конъюнктурные выгоды, и не станет давать ему настоящие крылья. Китай будет отказываться от поддержки альтернативных торговых путей или платежных систем, не желая подвергать риску свой бизнес на Западе.
Однако все может измениться, если США, возможно, во время второго президентства Трампа, попытаются вытеснить Китай с западных рынков. Пекину будет больше нечего терять, и тогда он направит гораздо больше ресурсов на формирование альтернативного блока и неизбежно попытается укрепить существующие отношения и расширить альянсы.
Младшие партнеры могут быть недовольны — их обрабатывающая промышленность пострадает, поскольку Китай перенаправит свой экспорт. Америка тоже пострадает — ее потребители будут платить больше за импорт, а со временем лидеры США увидят первый серьезный вызов своему господству в мировой торговой системе.